Архитектура Средней Азии XI—XII вв. Мерв Мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда. Термез Комплекс Султан-Саадат Мавзолей, Мавзолей Хаким аль-Термези. Бухара Мечеть-намазга, Мечеть Магоки-Аттари. Данданакан Мечеть. Сафид-Буленд Мавзолей Шах-Фазиль - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Средней Азии XI—XII вв. Мерв Мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда. Термез Комплекс Султан-Саадат Мавзолей, Мавзолей Хаким аль-Термези. Бухара Мечеть-намазга, Мечеть Магоки-Аттари. Данданакан Мечеть. Сафид-Буленд Мавзолей Шах-Фазиль

Архитектура Средней Азии > Архитектура Средней Азии XI—XII вв.
Напишем
Мерв. Мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда, 1112—1113 гг. Ярус восьмигранника
Мерв. Мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда, 1112—1113 гг. Ярус восьмигранника
    Другие здания, сохранившиеся от того времени в Мервском оазисе, помимо общности структуры свидетельствуют о целом ряде приемов технических, художественных и композиционных, настолько тождественных, что можно говорить о единой школе. Так, на территории рабада старого Мерва, в квартале керамистов, находится мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда (известен также под названием мавзолея Мухаммеда Ханапья). Оставшийся частично открытым после пристроек, северо-западный фасад по композиции и декору близок мечети Талхатан-баба. Под ярусом парусов проходит надпись, гласящая о том, что мавзолей был возведен в 1112—1113 гг., и что имя погребенного — ибн-Зейда. Стилистически близок ему другой мавзолей Мервского оазиса — Худай-Назаровлия.
    Отмеченная общность между постройками этой школы и северным мавзолеем в Термезе — результат политических и культурных связей, обусловивших участие мастеров этой школы Хорасана в постройках Термеза.
Бухара. Мечеть-намазга, 1119—1120 гг. Фрагмент стены, план
Бухара. Мечеть-намазга, 1119—1120 гг. Фрагмент стены, план
Термез. Комплекс Султан-Саадат. Мавзолей, XI в. Интерьер, план
Термез. Комплекс Султан-Саадат. Мавзолей, XI в. Интерьер, план
    Несколько более поздняя бухарская намазга (1119—1120 гг.) размещалась за городом и до перестройки в XVI в. существовала в виде одной стены с михрабом. Такая пространственная композиция соответствовала назначению мечети-намазга, в которой вместилищем молящихся служил большой двор. Вся стена, выложенная парной кладкой со вставкой фигурных кирпичиков в швах, была расчленена обычным приемом — пилястрами и нишами между ними, с выкладкой рельефных узоров и надписей из желтых и красноватых шлифованных кирпичиков, с включением резной терракоты и резного ганча. Колонны, поддерживающие михрабную арку, увенчаны терракотовой капителью лировидной формы.
    Мечеть Мох в Бухаре, построенная в X в. на месте древнего культового здания, в XII в. была перестроена, а так как возле нее с течением времени образовался мощный культурный слой, вход в мечеть был устроен с южной стороны. В XVI в. мечеть была вновь перестроена; от XII в. был сохранен южный портал, к настоящему времени утративший свои верхние части. В каждый из пилонов портала включена пара четвертных гофр — отзвук древних форм.
    Изощренность в различных средствах художественного воздействия еще большая, чем в мечети-намазга: терракотовые кирпичики на ганчевом фоне с линейной резьбой, цветные кирпичики, резная терракота с надписями (в архивольте портальной арки покрыта голубой глазурью). Эта арка опирается на колонну из песчаниковых блоков, с капителями в форме вазы, с шаровидными сплющенными базами. Позднее название мечети — Магоки-Аттари.
Бухара. Мечеть Магоки-Аттари, XII в. Портал: общий вид, фрагмент
Бухара. Мечеть Магоки-Аттари, XII в. Портал: общий вид, фрагмент
    Разнообразие средств художественной выразительности, проявленное в архитектуре этих двух зданий, придает им характер декоративности. Это отличает их от построек северного Хорасана (Мервский оазис), где используется для архитектурного убранства лишь строительный кирпич.
    Кирпичная орнаментальная кладка как один из приемов декоративного искусства средневековья была распространена по всей территории Средней Азии. Ее качества создавались отличной технологией изготовления кирпича, мастерством кладки, некоторыми производственными приемами. Орнаментация из кирпича становится наиболее характерной чертой зодчества того времени. Однако этот прием не вытесняет других, более древних, декоративных традиций. Резьба по ганчу, известная по древним и раннефеодальным постройкам, продолжает украшать здания. Высокий художественный уровень этого искусства в XII в. представлен в интерьере рассмотренного выше тронного зала термезского дворца. Есть и другие примеры этого искусства.
    Почти одновременно с возведением мечети Талхатан-баба — шедевра кирпичной кладки — в известной мере вторично рождается мечеть в Данданакане. Производится перепланировка западной части, сооружается новый михраб и наносится новое покрытие резным ганчем, как значится в одной из надписей, в 1096 или 1106 гг. (одна цифра отбита). Раскопки выявили фрагменты резного ганча. По тонкой прорисовке узоров, каллиграфическим надписям и разнообразию техники резьбы их можно занести в число лучших образцов этого искусства в Средней Азии.
Данданакан (Туркменистан). Мечеть. Резьба по ганчу в нише михраба, кон. XI в.
Данданакан (Туркменистан). Мечеть. Резьба по ганчу в нише михраба, кон. XI в.
Термез. Мавзолей Хаким аль-Термези. Резьба по ганчу в интерьере, XI—XII вв.
Термез. Мавзолей Хаким аль-Термези. Резьба по ганчу в интерьере, XI—XII вв.
    Об искусстве резьбы по ганчу могут свидетельствовать еще две сохранившиеся постройки того времени. Мавзолей Хаким аль-Термези в древнем Термезе в результате пристроек потерял свой первоначальный внешний вид. Оплошная резьба по ганчевой штукатурке интерьера этого скромного здания, составляющая его художественную ценность, возможно, относится к двум периодам.
    Сложный растительный узор на поверхности купола перемежается с крупными медальонами, заполненными геометрическим рисунком, и как и сложная куфическая надпись, очерчивающая купол снизу, не старше XII в. Орнамент купола отличается изощренной прорисовкой узоров от единственного, возможно более раннего, мотива в орнаментации стен. Трехлепестковые узоры на стенах расположены рядами, входящими своими очертаниями один в другой, и заполнены линейным рисунком завитков, точек, запятых.
    Резным декором интерьера известен и мавзолей Шах-Фазиль в кишлаке Сафид-Буленд (Киргизия). Однако здесь орнамент выполнен, за исключением пояса куфических надписей, в линейной технике резьбы.
Селение Сафид-Буленд. Киргизстан. Мавзолей Шах-Фазиль, план. Приблизительно XII в (?)
Селение Сафид-Буленд. Киргизстан. Мавзолей Шах-Фазиль, план. Приблизительно XII в (?)
Селение Сафид-Буленд. Мавзолей Шах-Фазиль. Разрез
Селение Сафид-Буленд. Мавзолей Шах-Фазиль. Разрез
Селение Сафид-Буленд. Мавзолей Шах-Фазиль. фрагмент резьбы по ганчу
Селение Сафид-Буленд. Мавзолей Шах-Фазиль. фрагмент резьбы по ганчу
Селение Сафид-Буленд. Мавзолей Шах-Фазиль. фрагмент резьбы по ганчу
Селение Сафид-Буленд. Мавзолей Шах-Фазиль. фрагмент резьбы по ганчу
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому