Царские чертоги Троице-Сергиева монастыря. Москва Лефортовский дворец, Земский приказ, Кадашевская съезжая палата, Монетный двор, Печатный двор. Архангельск Гостиный двор - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Царские чертоги Троице-Сергиева монастыря. Москва Лефортовский дворец, Земский приказ, Кадашевская съезжая палата, Монетный двор, Печатный двор. Архангельск Гостиный двор

Архитктура России, Украины и Белоруссии XIV-первая половина XIX вв. > Архитектура России > Архитектура второй четверти — конца XVII в.
1 — Коломенское близ Москвы. Дворец, 1667—1668 гг.; 2 — царские чертоги Троице-Сергиева монастыря, конец XVII в.; 3 — Москва. Лефортовский дворец, 1697—1698 гг.
1 — Коломенское близ Москвы. Дворец, 1667—1668 гг., зодчие С. Петров и И. Михайлов (частично перестроен в 1681 г. С. Дементьевым); 2 — царские чертоги Троице-Сергиева монастыря, конец XVII в.; 3 — Москва. Лефортовский дворец, 1697—1698 гг., зодчий Д. А. Аксамитов (реконструкция фасада В. Ю. Циркунова, план Р. П. Подольского)
    В это же время строились простые и единые по плану и объему дворцы. Таковы каменные дворцы царя и царицы в Саввином-Сторожевском монастыре начала 1650-х гг., прямоугольные в плане, с анфиладами небольших комнат (причем в царском дворце двери анфилады имеют одинаковые наличники) и «чертоги» в Троице-Сергиевой лавре конца XVII в. с четким ритмом парных окон и групп изразцов над простенками.
    Таков и деревянный на каменном подклете с гульбищем на всю длину царский Воробьевский дворец (1685—1690, зодчий Г. Вахрамеев). Ось симметрии этого 180-метрового фасада подчеркнута выступом средней части и ведущей к ней широкой открытой лестницей.
    Построенный в 1697—1698 гг. «каменного дела художником» Д. Аксамитовым Лефортовский дворец в Москве был также симметричным с расположенными на главной оси наиболее крупным помещением и главным входом через лоджию-аркаду нижнего этажа.
    Дворец казался группой из пяти поставленных рядом объемов со своей крышей каждый, но симметрия, ради которой зодчий сделал двое сеней, наличие больших парадных помещений и характер деталей делают его предшественником дворцовых построек XVIII в.
    Помимо жилых зданий от XVII в. сохранились и здания административного назначения, нередко схожие с жилыми домами, особенно воеводские дома, служившие и жилищем воеводы. Таков воеводский дом в Соликамске, трехэтажный, трехчастный в плане, утративший наружные крыльца, но сохранивший убранство фасадов. Сходство с жилыми домами имели и приказы в Московском Кремле (1675 г.). Судя по планам XVIII в. и гравюре Пикара начала XVIII в., это были двухэтажные на подклете здания, поставленные рядом, но имевшие каждое свою четырехскатную крышу и открытое крыльцо. Таким же изображено и здание одного из приказов на чертеже конца XVII в., подписанном архитектором Григорием Устиновым.
Москва. Земский приказ на Красной площади. 90-е годы. XVII в.;
Москва. Земский приказ на Красной площади. 90-е годы. XVII в.;
Москва. 1 — Земский приказ на Красной площади. 90-е годы. XVII в.; 2 — Кадашевская съезжая палата, XVII в
Москва. 1 — Земский приказ на Красной площади. 90-е годы. XVII в.; 2 — Кадашевская съезжая палата, XVII в., реконструкция Г. В. Алферовой
    Иной характер имело здание Земского приказа на Красной площади, построенное в последние годы XVII в. П-образное в плане двухэтажное здание было обращено главным трехэтажным с башенкой фасадом в сторону Монетного двора и проезда к Воскресенским воротам. Симметрия здания, четкий ритм окон с разорванными и лучковыми фронтонами и колонны большого ордера, объединяющие первые два этажа, придавали зданию строгость, отличающую его от жилых построек. Примером административного здания меньших размеров может быть съезжая палата московской Кадашевской слободы с внутренней лестницей, связывающей все три этажа, — подклет с двумя обширными помещениями и сенями, первый этаж с одностолпной палатой (возможно, для посетителей) и примыкавшими к ней комнатами и верхний этаж со средним коридором.
    Развитие торговли и промышленности вызвало необходимость постройки зданий складов и гостиных дворов. Первые нередко были деревянными, как соляные амбары близ Усолья конца XVII в., а вторые были схожи с восточными караван-сараями: прямоугольные в плане с большим внутренним двором и расположенными по периметру двухэтажными торговыми помещениями, на углах стояли круглые башни, а на середине одной из сторон — въездная башня. Таков был новый гостиный двор в Москве в Китай-городе, построенный в 1661 —1665 гг. зодчими А. Корольковым и Д. и Л. Костоусовыми, и Меновой двор в Тобольске рубежа XVII и XVIII вв.
    Самый большой гостиный двор в Архангельске, частью сохранившийся, был построен в основном московским зодчим Д. Старцевым в 1668—1684 гг. и состоял из дворов для русских и иностранных купцов и крепости между ними, вмещавшей приказную палату, «важню» и церковь. Крепость имела стены с зубцами и бойницами, а дворы были окружены двухэтажными корпусами со складами внизу и жильем наверху, с галереей-аркадой со двора. Пять круглых башен и квадратная в плане проезжая башня придавали крепостной характер зданию, наружные фасады которого имели в первом этаже маленькие проемы, похожие на бойницы.
Архангельск. Гостиный двор, 1668—1684 гг., зодчий Д. Старцев
Архангельск. Гостиный двор, 1668—1684 гг., зодчий Д. Старцев
1 — Архангельск. Гостиный двор; 2 — Москва. Монетный двор в Кадашевской слободе, 1658—1661 гг., зодчий А. Корольков
1 — Архангельск. Гостиный двор; 2 — Москва. Монетный двор в Кадашевской слободе, 1658—1661 гг., зодчий А. Корольков
    Крупные производственные постройки XVII в. были похожи на гостиные дворы, судя по поздним чертежам и рисункам московского Кадашевского хамовного двора, построенного в 1658—1661 гг. А. Корольковым и преобразованного затем в Монетный двор. Сначала на участке, обнесенном каменной стеной с угловыми башенками и богато украшенными воротами, находился двухэтажный корпус с сенями и ткацкими мастерскими по обе стороны от них. В конце XVII в. стены и башни были надстроены, а изнутри к стенам были пристроены двухэтажные здания, освещавшиеся окнами со двора да световым фонарем. Фонарь имел вид второго цилиндрического свода, устроенного сверх основного и образующего бочечную кровлю здания, прорезанную рядом парных окон, свет из которых попадал внутрь через отверстия в шелыге основного свода.
Москва. Печатный двор, 1642—1645 гг., зодчие Т. Шарутин и И. Неверов (со старинного рисунка
Москва. Печатный двор, 1642—1645 гг., зодчие Т. Шарутин и И. Неверов (со старинного рисунка
    Таковы же были каменные здания складов (старый житный двор на Басманной, житный двор у Калужских ворот) — одноэтажные строения с внутренним двором, башнями по углам и воротами, увенчанными башней. Монументальные ворота с шатровой башней, украшенные коринфскими колоннами и скульптурами, были в средней части московского печатного двора, построенного в 1642—1645 гг. Т. Шарутиным и И. Неверовым и расширенного в 1656 г. Во дворе (рядом со стеной Китай-города) в 1679 г. были построены правйльная и книгохранильная палаты, поставленные на подклете и разделенные сенями, к которым примыкали два наружных крыльца (замененные новым крыльцом в 1879 г.). Такая планировка, так же как и убранство фасадов, сближала это здание с жилыми домами.
    В построенном в 1697 г. монетном дворе в Китай-городе нижний этаж имел окна только во двор, а снаружи его глухая стена прорезалась лишь украшенными каменной резьбой воротами. Зато второй этаж этого фасада имеет коринфские колонки в каждом простенке, изразчатым фризом наверху и оконными наличниками с белокаменными завершениями орнаментального характера.
Москва. Монетный двор у Воскресенских ворот, реставрация Р. П. Подольского
Москва. Монетный двор у Воскресенских ворот, реставрация Р. П. Подольского
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню