Рождественская церковь в Нижнем Новгороде. Изменения в русской архитектуре XVII в. Ордер в церковных постройках - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Рождественская церковь в Нижнем Новгороде. Изменения в русской архитектуре XVII в. Ордер в церковных постройках

Архитктура России, Украины и Белоруссии XIV-первая половина XIX вв. > Архитектура России > Архитектура второй четверти — конца XVII в.
    Многоярусная колокольня Рождественской церкви в Нижнем Новгороде имеет ярко выраженный гражданский характер и напоминает собой больше городскую часовую башню с бельведером, увенчанную главкой с флюгером, чем культовую постройку. Здесь в отличие от колокольни Новодевичьего монастыря заметно стремление к слитной трактовке ярусов в средней четырехъярусной части, поставленной на четко отделенное от нее основание, прорезанное сквозными арками. Так, четверик второго яруса переходит в восьмерик с помощью продолжающих его углы декоративных элементов, пространственно связывающих эти два яруса между собой.
    И восьмерик четвертого яруса связывается с ниже расположенным при помощи декоративных угловых аркбутанов. Такая слитная композиция ярусов — пластичность и мягкость их перетекания одного в другой — представляет собой черту, свойственную барокко. В то же время последовательное облегчение архитектурных масс в целом по высоте характерно для русских сооружений конца XVII в. Некоторое сходство этого сооружения можно найти и с ратушными башнями европейских стран, в частности с голландскими.
Строгановские храмы
Строгановские храмы
1—Нижний Новгород. Церковь Рождества, конец XVII—начало XVIII вв.; 2 — Смоленская церковь в Гордеевке, 1694—1697 гг.; 3 — Сольвычегодск. Собор Введенского монастыря, 1689—1693 гг.
    То новое, что наметилось в русской архитектуре в XVII в., получило свое блестящее завершение в его конце. В традиционных храмах с трапезной и колокольней это выразилось в симметрии всей композиции относительно продольной оси, в общей регулярности архитектурного строя здания, как и в соборных храмах того времени. Новые композиционные принципы нашли свое более яркое выражение в трехчастных храмах, симметричных относительно продольной и поперечной осей и в центрических четырех- и восьмиапсидных.
    Для храмов конца XVII в. характерно яркое их освещение. Так, световое пятиглавие над бесстолпным кубическим храмом явилось венцом исканий русских мастеров конца XVII в. Новым было и устройство светового восьмерика над четвериком с восьмилотковым сомкнутым сводом, прорезанным распалубками, что позволяло лучше осветить интерьер.
    Новые черты в постройках того времени ярко проявились и в регулярности размещения декоративного убранства на фасадах здания, и в большем единообразии декоративных элементов, причем впечатление пышности и богатства построек создавалось на основе сохранения большой простоты и ясности построения целого, многократного повторения отдельных архитектурных элементов.
    Трехчастные храмы были связаны с прообразами более ранней русской деревянной архитектуры (квадратные и восьмиугольные церкви с двумя симметричными прирубами) и одновременно с украинской архитектурой, откуда могло прийти и трехглавие по продольной оси. То же относится и к четырехапсидным храмам, планы которых напоминают и украинские храмы, и русские деревянные постройки с четырьмя прирубами. Композиция верхов храмов в виде восьмерика или нескольких уменьшающихся восьмериков на четверике применялась и в более ранних русских деревянных постройках. Встречается и размещение колокольни над церковью и устройство гульбищ вокруг храма.
    Если композиция русских храмов конца XVII в. развивалась на основе переработки национальных традиций и некоторых приемов украинской архитектуры, то в декоративном убранстве русские зодчие более широко использовали формы, свойственные архитектуре Запада. В основном в русской архитектуре этого времени обнаруживались наиболее ясные точки соприкосновения с архитектурой таких стран, как Польша, с которой Россия находилась в непосредственном соседстве, Голландия, с которой в это время поддерживались наиболее тесные торговые связи, Северная Германия, Фландрия и Англия.
    Появились многоярусные ордерные композиции, порталы и оконные наличники в виде двухколонного портика с раскрепованным антаблементом и разорванным фронтоном. Фасады завершались украшенными аттиковыми парапетами, в композиции которых использовался мотив люкарны. Широкое применение получают картуши и белокаменные орнаментальные барельефы, украшающие порталы и наличники окон. Все чаще находит применение и так называемый «накладной орнамент», получивший наибольшее распространение в строгановских храмах и в церкви Никола Большой Крест в Москве.
    В русской архитектуре конца XVII века наиболее широкое распространение получает ордер. Причем в церковных зданиях наметилось два направления в размещении и трактовке его элементов. В ярусных храмах с восьмериком на четверике колонны размещались на стенах, отмечая места их сопряжения между собой; в других — колонны размещались во всех простенках по принципу создания единого ритмического ряда с проемами, хотя и здесь нередко совмещались эти два принципа и места сопряжения стен выделялись парными колоннами. На высоких объемах колонны располагались в несколько ярусов. И в этом случае размещение колонн против простенков отмечало наиболее нагруженные места стены. В одних случаях пропорции колонн были близки к каноническим, а в других — зодчие подчиняли пропорции колонн и антаблементов высоте объема.
    Ордер в церковных постройках применялся как декорация, что откровенно выражено в его трактовке. Выступающая вперед почти ничего не несущая колонна трактуется свободно. Но эта свобода подчинена логике самого декора и выражена в форме и пропорциях колонн ярусов в соответствии со степенью их нагруженности.
    Такое подчинение размещения и трактовки элементов ордера тектонике здания отличает русские церкви конца XVII в. от произведений западноевропейского барокко, где размещение колонн и пилястр рассчитано в первую очередь на создание живописного эффекта. Геометрическая четкость архитектурных форм здания, строгая тектоничность сооружения в целом противоположны живописному началу произведений западноевропейского барокко, которым свойственны слитность и текучесть архитектурной формы, волнообразный характер очертаний.
    В ярусной композиции объемов и размещении декоративных элементов в местах пересечения стен и в обрамлениях проемов без нарушения спокойной плоскости стены, находят выражение принципы, свойственные лучшим произведениям народного деревянного зодчества.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню