Застройка Петербурга. Растрелли. Петергоф Большой дворец. Царское Село Большой дворец - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Застройка Петербурга. Растрелли. Петергоф Большой дворец. Царское Село Большой дворец

Архитктура России, Украины и Белоруссии XIV-первая половина XIX вв. > Архитектура России > Архитектура 1700—1750-х годов
    После 1732 г. продолжалась регулярная застройка Петербурга при участии архитекторов Еропкина и Земцова. В 1737 г. был учрежден новый правительственный строительный орган — Комиссия Санкт-Петербургского строения во главе с Еропкиным. К функциям ее относились: перемежевание жилых участков для приведения в порядок запущенной застройки Петербурга, выбор мест для площадей и «казенных» зданий, необходимых растущему городу (административных, торговых, производственных и др.), составление точного плана города для дальнейшей разработки его генерального плана, составление свода строительных правил.
    Одновременно предпринимались активные меры к расширению пришедшего в упадок производства строительных материалов.
    В этот период, когда начинает создаваться дворцовый центр на Адмиралтейской части, здесь предоставляются участки «знатным чинам, которые строили бы неубогое строение». Вновь находит применение метод жилой застройки петровского времени по «образцовым» чертежам. «Образцовая» застройка в это время допускала известную гибкость — при определенной схеме планировки жилого участка и композиции жилого дома можно было по-разному варьировать элементы схемы. Изменялась и планировка «образцовых» домов, обогащалась композиция их плоскостно трактованных фасадов.
    При упорядочении планировки увеличившегося города со строительством мостов, пристаней, новых улиц разрешалась и проблема коммуникаций. В более сложной системе разрабатываемого в 1730 г. генерального плана Петербурга городская площадь стала рассматриваться как необходимый планировочный элемент общественного назначения. Казенные здания, торговые ряды, производственные и складские помещения, съезжие дворы и т.п., размещаемые в частях города, разобщенных водными просторами, трактовались в проектах Комиссии как опорные сооружения города.
    К этому времени относится разработка Еропкиным планировки Адмиралтейской части и перестройка Коробовым адмиралтейской башни, что значительно повысило ее ведущую композиционную и идейнохудожественную роль в архитектуре Петербурга. Высотная композиция адмиралтейской башни стала наряду с Петропавловской колокольней новым архитектурно-организующим центром столицы.
    Последним крупным градостроительным замыслом рассматриваемого периода был относящийся уже к 1750-м гг. неосуществленный проект Дворцовой площади арх. В.В. Растрелли (1700—1771). В этом проекте площади перед Зимним дворцом Растрелли развил планировочные идеи зодчих Петербурга 30-х гг., превратив прилегающую ко дворцу территорию Адмиралтейского луга в окруженную двойной колоннадой, парадную городскую площадь. При этом зодчий ориентировал подходы к площади на монумент Петра запроектированный в ее центре. Площади помимо прямого назначения (подъезд ко дворцу) отводилась самостоятельная архитектурно-организующая роль в планировочной системе центра города. С именем Растрелли связано крупное дворцовое строительство.
    Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (Франческо Бартоломео), (1700—1771) — крупнейший русский архитектор середины XVIII в., по происхождению итальянец. Родился и провел юность в Париже, в 1716 г. переехал в Россию. Благодаря исключительной одаренности и работоспособности зодчий стал крупнейшим представителем русского барокко середины XVIII в., построив множество выдающихся сооружений. Среди сохранившихся произведений Растрелли: дворцы в Елгаве (1738—1763), в Рундале (1736—1763), Большой дворец в Петергофе (1747—1752), Большой дворец в б. Царском Селе (ныне г. Пушкин) (перестройка 1752—1757), дворцы Строганова (1752—1754), Воронцова (1749—1751), Зимний дворец (1754—1764), ансамбль Смольного монастыря (1748—1764) в Петербурге. Растрелли принадлежит проект (1747—1748) Андреевской церкви в Киеве, а также много не сохранившихся к настоящему времени сооружений.
    Творчество Растрелли, отвечавшее социальному заказу дворянства, имело более глубокое общественное значение.
    Мастерство Растрелли как архитектора формировалось под воздействием традиций русского зодчества конца XVII в. и русской архитектурной школы 1720—1730 гг. Вместе с тем Растрелли был хорошо знаком с современной ему зарубежной архитектурной практикой. Творчество Растрелли отражает эстетические идеалы времени, а праздничный и торжественный облик произведений зодчего наиболее ярко характеризует стилистический этап барокко в развитии русской архитектуры.
    С 1747 г. Растрелли работает над перестройкой дворца в Петергофе, природные условия диктовали здесь иную, чем в более ранних дворцах, композицию и другой планировочный масштаб дворца — с большой протяженностью фасадов. Дворцы в Рундале и Петергофе характеризуют ранний период творчества Растрелли. В композиции боковых павильонов Петергофского дворца (корпуса «под гербом» и дворцовой церкви) можно видеть творческую переработку архитектурного наследия Москвы предшествующего времени. В интерьере петергофского дворца зодчий использует мотивы рококо при простых планировочных формах дворца, что и в дальнейшем станет характерной чертой растреллиевской трактовки интерьера. В этом проявилось отчасти значение классической основы творчества мастера и влияние зодчества петровского времени.
Петергоф. Большой дворец, 1714—1728 гг.
Петергоф. Большой дворец, 1714—1728 гг. (гравюра И. Зубова)
    К 1752—1757 гг. относятся работы Растрелли по перестройке дворцового комплекса, созданного ранее Андреем Квасовым (середина XVIII в.) в Царском Селе. Уже в первоначальной постройке (Квасова) дворец выделялся значительной протяженностью, главный вход в него располагался в центре общего симметричного построения. При перестройке дворца Растрелли осуществляет принципиально новый замысел — протяженность сооружения выступает как главное композиционное начало построения архитектурного объема дворца, так как продольная ось здания представляет собой основную пространственную координату в его плане и фасаде. Протяженность анфилады парадных помещений служит ведущим художественным началом в архитектуре парадного интерьера дворца.
Царское Село. Большой дворец
Царское Село. Большой дворец (строительство началось в 1718 г., в 1752—1757 гг. дворец был заново перестроен с включением старых частей), арх. В.В. Растрелли. Вид со стороны парадного двора
Царское Село. Большой дворец
Царское Село. Большой дворец (строительство началось в 1718 г., в 1752—1757 гг. дворец был заново перестроен с включением старых частей), арх. В.В. Растрелли. Генеральный план, фрагмент фасада, план 2-го этажа
    Монументальный объем Царскосельского дворца — архитектурная доминанта всего дворцово-паркового ансамбля; симметричная осевая система портиков и мотив непрерывной колоннады «галерей» вдоль всего здания как бы закрепляют в фасаде дворца основные пространственные координаты генерального плана регулярного парка. Ордерное «великолепие» дворца проявилось в богатстве ритмических модуляций ордера при строгости общей композиции ордерной системы фасада. Ее тектоническая осмысленность, ясность ордерных членений и цвет стали средством, выявляющим мощную ордерную пластику фасада, а многочисленная скульптура — как бы элементом ордера в фасаде дворца, усиливающим эмоциональность его архитектурного облика.
Царское Село. Большой дворец. Вид со стороны парка
Царское Село. Большой дворец. Вид со стороны парка
Царское Село. Большой дворец. Тронный зал (фрагмент)
Царское Село. Большой дворец. Тронный зал (фрагмент)
   Основу внутренней планировки дворца составляет регулярная, симметрично-осевая (относительно продольной оси дворца) композиция анфилады парадных помещений дворца. Многочисленные залы дворца, имеющие богатое и своеобразное убранство, представляют собой звенья единого анфиладного пространства парадного интерьера и выявляют гигантский масштаб ее протяженного пространства. Вместе с тем впечатляет простота и четкость общего построения пространства анфилады, прямоугольность очертания залов, ясность их пропорций. Пластическое богатство декоративной отделки залов достигнуто с помощью деревянной позолоченной резьбы — основного средства отделки залов дворца, что отвечало художественным традициям русского зодчества конца XVII и начала XVIII в.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню