Архитектура 1760—1770-х годов. Градостроительство Петербурга - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Архитектура 1760—1770-х годов. Градостроительство Петербурга

Архитктура России, Украины и Белоруссии XIV-первая половина XIX вв. > Архитектура России > Архитектура второй половины XVIII и начала XIX в. > Архитектура 1760—1770-х годов
    Архитектура 1760—1770-х годов  60—70-е гг. XVIII в. — период первоначального формирования классической школы в русской архитектуре, когда наряду с отмеченным выше появлением новых типов зданий становятся заметными и первые признаки зарождения нового стиля. В планах зданий исчезают прихотливые криволинейные очертания, встречавшиеся иногда в русской архитектуре предшествовавшего времени, более цельными и простыми становятся объемы зданий и их фасады. Вместо групп колонн и пилястр, несущих раскреповки антаблементов и замысловатые криволинейные и разорванные фронтоны, теперь возводятся портики с простыми треугольными фронтонами. Лепнина на фасадах и в интерьерах подчас довольно обильна, но ее рисунок делается проще и однообразней, более строгие по силуэту статуи венчают иногда фронтоны и аттики. Во внутреннем убранстве зданий богатство и прихотливость барокко начинают постепенно сменяться сдержанностью и спокойствием форм классицизма, менее пластически насыщенных и рационально построенных.
    Градостроительство Петербурга. В 60-х — начале 70-х гг. возобновляются прерванные в середине столетия работы по перепланировке и застройке Петербурга и Москвы. Для регулирования строительства городов в 1762 г. была создана «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» (была организована взамен «Комиссии о Санкт- Петербургском строении» 1737 г.). Градостроительные мероприятия комиссии направлялись на создание регулярной целостной застройки столицы, и прежде всего выделение центра города с его представительной архитектурой (отвечающей величию столицы «просвещенного монарха», и предместий, предназначенных для малоимущих слоев населения.
    С 1763 г. комиссия начала также заниматься регулированием строительства и разработкой генеральных планов других городов. Эта ко миссия стала по существу Всероссийской государственной архитектурно-проектной организацией, которая помимо составления планов городов и проектов их застройки ведала вопросами организации и внедрения каменного строительства. С ее деятельностью связан один из значительнейших периодов в истории русского градостроительства.
    К 1775 г., как можно судить по книге указов, комиссией было разработано и утверждено 216 планов губернских и уездных городов. В составе комиссии работали крупные зодчие — Алексей Квасов (с 1762 по 1772 г.), И. Старов (с 1772 по 1774 г.), И. Лем (с 1774 г. до роспуска комиссии в 1796 г.).
    Проекты планов городов выполнялись, как правило, комиссией. Лишь в редких случаях перепланировка городов поручалась другим учреждениям или специальным комиссиям, например, составление плана Москвы было в 1775 г., поручено Каменному приказу, восстановлением Твери руководил новгородский губернатор В.В. Фермор, а архитекторов прислали из Москвы и т.д.
    Квасов Алексей Васильевич (ум. в 1772 г.) — архитектор-градостроитель, ученик Земцова, играл ведущую роль в «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», развивая замыслы своих предшественников — Земцова, Коробова, Еропкина. Он участвовал в разработке нового генерального плана Петербурга (1763—1769), в 1767—1768 гг. занимался обмерными работами в Москве в связи с подготовкой проекта генерального плана города. Квасов принимал участие в восстановлении Твери после пожара 1763 г., работал над планировкой Казани (1766), Харькова (1768), Астрахани (1768), Ярославля (1769) и других городов.
    Новые требования градостроительства прежде всего нашли свое конкретное воплощение в разработанном Алексеем Квасовым генеральном плане Петербурга, утвержденном в 1769 г. Спустя двадцать пять лет после составления Еропкиным плана города вновь потребовалось разработать проектный документ для регулирования застройки быстро растущей столицы. План Квасова — по существу последний общий план всего города в XVIII в., на основе которого и разрабатывалась планировка отдельных его частей.
Петербург. План города 1781 г.
Петербург. План города 1781 г.
    Градостроительные мероприятия, намеченные в плане Петербурга Квасовым, были направлены на создание регулярной застройки столицы с выделением центра. Так, проектом предусматривалась парадная каменная обстройка Дворцовой и Сенатской площадей и близлежащих улиц, а также набережных реки Мойки и Красного канала. Новым проектом намечалось также расширение зоны дворцовой застройки от Академии художеств до Мраморного дворца и продление основных магистралей, а также создание больших примостных площадей у берегов Фонтанки, бывшей в эти годы границей города, объединение каналов и рек Петербурга в единую систему, связанную с сеткой городских улиц, и т.д
    В процессе дворцового строительства в середине XVIII в. повысилась этажность и протяженность главных зданий центра города (Зимний, Аничков, Строгановский и другие дворцы), а в 60-х гг. была узаконена их высота, ставшая обязательной для застройки центра. В первую очередь требуемой высоты в 10 сажень (21,3 м) достигли здания, строившиеся в районе Зимнего дворца, — Эрмитаж, Мраморный дворец, Академия художеств и др. Затем нового высотного уровня достигла застройка Невского проспекта и других улиц центральных районов города. Регламентация высоты домов, а также ширины улиц способствовала дальнейшему развитию регулярности в застройке улиц и площадей города. Площади приобретали симметричные, простые формы, прямые улицы расширялись. Приложением к генеральному плану Петербурга были «образцовые» чертежи для строительства зданий.
    Застройка города этого времени началась с сооружения в 1764—1767 гг. на набережной Невы арх. Ж.Б. Валлен-Деламотом трехэтажного здания Малого Эрмитажа, в наружном облике которого отчетливо проявились черты нового архитектурного стиля.
    Арх. Жан-Батист Валлен-Деламот (1729—1800), француз, приехал в Россию в 1759 г. Став профессором архитектуры Петербургской Академии художеств, одновременно служил при канцелярии строения дворцов и садов. В 1775 г. уехал на родину. Деламот строил в Петербурге, Москве и в провинции. Его постройки — характерные памятники раннего русского классицизма.
    В центре Петербурга в 60—70-е гг. XVIII в. кроме Малого Эрмитажа выделяются такие сооружения Деламота, как католическая церковь Екатерины на Невском проспекте (1763—1783), здание Гостиного двора на Невском проспекте (Деламот в 1761 г. переработал фасады проекта Растрелли), здание лесных складов «Новой Голландии» (арх. Чевакинский, Герард, Деламот). Здание «Новой Голландии» (1770—1779, проект 1765) — пример постройки утилитарного характера, выполненной с учетом ее положения в городе. В огромном монументальном комплексе складских помещений, занимающем целый квартал города, выразителен въезд, ведущий во двор складов, с величественной аркой над каналом.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню