Архитектура XVII в. Политическое и экономическое развитие. Особенности строительства. Градостроительство. Слоним - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Архитектура XVII в. Политическое и экономическое развитие. Особенности строительства. Градостроительство. Слоним

Архитктура России, Украины и Белоруссии XIV-первая половина XIX вв. > Архитектура Белоруссии > Архитектура XVII в.

Заказ работы

Введите название работы
Введите предмет работы
Введите тип работы
Введите дату сдачи
Введите email
Введите валидный email
    В XVII в. значительно усиливается польское влияние, так как Белоруссия продолжает входить в состав Речи Посполитой. Крупный феодал-магнат, экспортирующий хлеб за границу, становится центральной политической фигурой. Королевская власть постепенно теряет свое значение. Города лишаются участия в управлении страной. Социальный гнет отягощается гнетом религиозным. Для противодействия католическому наступлению население организуется в православные братства, группирующиеся вокруг монастырей и приходских церквей. В Белоруссию устремляются многочисленные католические ордена, всячески поддерживаемые магнатами и королем. Основными типами монументального строительства становятся католический монастырь и замок магната. Как центры латифундий магнатов развиваются частновладельческие города-крепости. Королевские, или свободные, города останавливаются в своем развитии, приходят в упадок, особенно усилившийся после опустошительных войн 1654—1667 гг.
    Преимущественное по отношению к цехам положение шляхты ведет к укрупнению цехов, объединивших ремесленников различных профессий. В силу этого в списке цехов ряда городов в XVII в. нельзя найти отдельного цеха каменщиков. Чаще всего самостоятельный цех имеют плотники, так как основным строительным материалом было дерево.
    До нашего времени дошли некоторые сведения о цехе каменщиков Гродно, существовавшем с XVI в. Во главе цеха стояли ежегодно избираемые старшины. Споры решались на суде в цеховом доме. Мастера могли иметь до трех учеников. Обучение было трехгодичным, по окончании его выдавался аттестат, в котором ученик рекомендовался как «товарищ» (подмастерье). Прием в мастера («мистры») горожан из другого города сопровождался экзаменами: принимаемый изготовлял в определенном масштабе проект какого-либо здания и подсчитывал расход стройматериалов. Количество «товарищей» при каждом мастере было ограниченным для снижения конкуренции.
    В ряде случаев среди местных мастеров практиковалось строительство зданий по образцам существующих сооружений.
    Монастыри имели своих архитекторов, часто приглашались монахи-архитекторы из-за границы. При больших монастырях-коллегиумах уже в XVII в. началось обучение основам архитектурного мастерства (иезуитский коллегиум в Полоцке). Многие монастырские архитекторы обучались за границей. Магнаты также имели своих придворных архитекторов, как отечественных, так и иноземных.
    Плотники достигли высокого мастерства в изготовлении деревянных конструкций. Особенно сложными были стропильные покрытия, имевшие вид многослойной, с вертикальными стенками, крыши. Стены возводились обычно из брусьев-пластин, что позволяло экономно использовать древесину (из одного бревна получалось 2 бруса). Фундаментами под деревянные постройки чаще всего служили отдельно заложенные по углам или связанные раствором валуны.
    Довольно широкое распространение получили фахверковое строительство («прусский мур») и глинобитные постройки.
    Кирпичные сооружения возводились как исключение. В зданиях с большой толщиной стен применялась забутовка, для связи по периметру стены прокладывались бревна или металлические связи с анкеровкой снаружи стены.
    Каменные конструкции характерны большой массивностью. Бут применялся не только для забутовки и фундаментов, но он, как правило, включался и в кладку поверхности кирпичной стены, так как кирпичные здания в отличие от предыдущего периода штукатурились как изнутри, так и снаружи. Профилировка производилась с помощью выпусков околотого кирпича, который зачастую клался не только плашмя, но и на ребро (для получения вала) и даже вертикально (обрамление или откос проема). Продолжает применяться для лучшей связи с раствором бороздчатый кирпич.
    В зависимости от района строительства применялся кирпич различных размеров, однако его длина и ширина варьируются в сравнительно небольших пределах: 32—25 и 18—15 см. Наибольшие колебания приходятся на толщину кирпича — от 4,5 (Могилев) до 8 см (Гродно). При небольшой толщине кирпича делаются очень толстые швы, достигающие толщины кирпича, что приводит к большой экономии последнего.
    Кирпичные своды отличаются большим разнообразием форм. Видимые затяжки не применялись. Кровли кирпичных зданий, как правило, гонтовые или из гончарной черепицы. Деревянные здания часто крылись соломой.
    В каменных зданиях (в храмах и замках) в частые свинцовые переплеты окон вставлялось белое стекло. В деревянных сооружениях переплеты были также из дерева, а в рамы вставлялось зеленое стекло или бумага (в жилых зданиях).
    Градостроительство. Организация укреплений повлияла на всю структуру города XVII в. Представляется возможным классифицировать города следующим образом.
    Города, не имеющие наружных укреплений. К этой категории относятся в первую очередь наиболее простые поселения, так называемые местечки. Они принадлежали какому-либо феодалу и назывались владельческими городами.
    Архитектурным центром города являлись резиденция феодала или монастырь. Местечко отличалось от деревни лишь наличием рынка, и, подобно деревне, оно растягивалось вдоль торговых путей, а рядовые постройки не отличались от курных изб. В случае вражеского нашествия жители прибегали к защите стен захмка или монастыря. Планировка таких поселений складывалась стихийно.
    Известные по летописям с XIII в. Гольшаны представляли собой расположенное вдоль дороги селение, к северо-востоку от которого находился высокий холм с деревянным замком князей Гольшанских. Во второй половине XVI в., когда открытый замок на холме стал уязвимым для пушек, новый владелец Гольшан—Сапега оставляет старую резиденцию и в начале XVII в. возводит новую на равнине. Главная улица городка примыкает к замку. На рынке в 1618 г. основывается укрепленный францисканский монастырь. Таким образом, небольшие Гольшаны оказываются связанными с каменными замком и монастырем.
    Аналогичные принципы планировки можно проследить в Геранонах, Ляховичах, Картузской Березе. В последнем местечке дома мещан тяготеют к картезианскому монастырю, который был владельцем города и от которого город получил свое название.
    К менее распространенному типу принадлежат крупные города, в которых оборонными сооружениями являлись укрепленные католические монастыри и замки. Таким городом в XVII в. был Слоним.
Слоним. План конца XVII в.
Слоним. План конца XVII в.
1 — замок; 2 — каменный приходский костел (1595 г.); 3 — костел бернардинцев (1639 г.); 4 — костел бенедиктинок (1669 г.); 5 — костел доминиканцев, 1680 г., каменный с 1747 г.; 6 — костел бернардинок, 1670 г.; 7 — костел каноников латеранских, 1635 г.; 8 — Спасская униатская церковь; 9 — синагога, 1642 г.; 10 — рынок
    В XVI в. Слоним быстро развивается; в 1532 г. получает Магдебургское право. Организуются цехи, строится каменный приходский костел.
    С 1631 г. и почти до конца столетия здесь собирались генеральные сеймы Великого княжества Литовского. В XVII в. Слоним был коронным, или свободным, городом.
    В XVII в. центром города являлся замок, расположенный на левом берегу р. Щары. Около замка в месте пересечения торговых путей находилась торговая площадь.
    Кварталы северо-западной части отличаются не только величиной, но и относительно регулярной планировкой, вероятно, возникшей в XVI в.
    Господствующие на юго-западе высоты делали бесполезным сооружение непрерывных укреплений против артиллерийского обстрела.
    Система укрепленных монастырей у устья торговых магистралей, кроме оборонного значения, имела также определенное идеологическое воздействие. Расположенные среди городской застройки монастыри с их школами, библиотеками, богадельнями являлись очагами распространения католицизма. Семь православных церквей было закрыто, уцелела лишь одна униатская церковь.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню