Архитектура Азербайджана XVI—XVII вв. Культовое строительство. Ганджа Джума-мечеть. Мечеть Гаджи-Бахши. Гюрджилер Мавзолей. Калахана Мавзолей. Хазра Мавзолей шейха Джунейда. Ганджа Гробница Имам-заде - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Азербайджана XVI—XVII вв. Культовое строительство. Ганджа Джума-мечеть. Мечеть Гаджи-Бахши. Гюрджилер Мавзолей. Калахана Мавзолей. Хазра Мавзолей шейха Джунейда. Ганджа Гробница Имам-заде

Архитектура Азербайджана > Архитектура Азербайджана XVI—XVII вв.
Напишем
    Культовая архитектура. Джума-мечеть в Гандже построена в 1606 г. зодчим Бахауддином; она входила в ансамбль центральной площади города. Во двор мечети вел портальный вход, подчеркнутый стройными спаренными минаретами. Квадратное в плане здание мечети состоит из квадратного молельного зала, перекрытого куполом, и примыкающих к углам зала небольших помещений. На южной стороне размещен михраб, подчеркнутый глубокой нишей.
    Многочисленные проемы, соединяющие между собой зал, портальные ниши и угловые помещения, придают плану своеобразие — сочетание пространственности общей композиции с довольно частыми проемами сообщают интерьеру легкость. Это стремление избегнуть грузности характерно и для фасадов кировабадской джума-мечети, кирпичная кладка которой имеет легкие накладные обрамления.
Ганджа (Кировабад).  Джума-мечеть, 1606 г. Общий вид, план
Ганджа (Кировабад). Джума-мечеть, 1606 г. Общий вид, план
    Мечеть Гаджи-Бахши в сел. Нардаран — изящное небольшое сооружение, возведенное в 1663 г. зодчим-устадом Мурад Али. Для плана мечети характерно примыкание к квадратному молельному залу с южной стороны объема проходного помещения с ведущей в него глубокой входной портальной нишей. Такое решение плана создает характерную для апшеронских мечетей того периода асимметричную композицию. Мечеть в Нардаране может служить примером высокого уровня апшеронского каменного зодчества XVII в., которое успешно продолжало традиции высокого мастерства, достигнутого еще в XV в.
    Мавзолеи. Политические и социальные изменения, происходившие в Азербайджане с начала XVI в., отразились и на характере архитектуры сооружений этого типа. Свойственная предшествующему периоду светская мемориальная специфика погребальных сооружений в целом утрачивается. Не строятся башенные мавзолеи. Повсеместно начинают возводиться восьмигранные мавзолеи, типичными примерами которых являются агбильские (XVI в.), калаханские (XVII в.).
Сел. Нардаран. Мечеть Гаджи-Бахши, 1663 г. Общий вид, план
Сел. Нардаран. Мечеть Гаджи-Бахши, 1663 г. Общий вид, план
Сел. Гюрджилер. Мавзолей. Фасад
Сел. Гюрджилер. Мавзолей. Фасад
    Особняком стоит мавзолей в сел. Гюрджилер Кубатлинского района. Строятся и купольные мавзолеи. Оба типа претерпевают в этот период существенные изменения. Восьмигранные мавзолеи приобретают в XVI—XVII вв. значительно большее единообразие. Усыпальницы — подземные склепы — как правило, не устраиваются. Погребение имеет вид обычных могил.
    Большим типологическим своеобразием отличаются восемь восьмигранных мавзолеев, расположенных в сел. Калахана Шемахинского района. Их оригинальность заключается не столько в объемных особенностях самих мавзолеев, сколько во включении в общий ансамбль ограждающей стены с входом-порталом. Калаханские мавзолеи можно даже рассматривать как новое типологическое явление. Дата строительства одного мавзолея — 1663 г. (зодчий Абдул Азим), а также единство замысла дают возможность отнести все мавзолеи к XVII в. Однотипные мавзолеи приобретают индивидуальные черты благодаря различному решению входной грани.
    Следующая типологическая группа — купольные гробницы — в рассматриваемый период представлена менее широко. Основной ее признак — зал квадратной формы, перекрываемый сферическим куполом. Наружная объемная композиция купольных гробниц слагается из нижнего кубического объема и купола стрельчатой формы. К группе купольных гробниц наряду с кировабадским мавзолеем Имам-заде относится мавзолей в сел. Сары-тепе (XVI в.) в ущелье у р. Кошкарчай, мавзолей шейха Джунейда и несколько небольших мавзолеев в апшеронских селениях.
Сел. Калахана. Мавзолей с надписью. Общий вид. Мавзолей с сохранившимся входным сооружением. План
Сел. Калахана. Мавзолей с надписью. Общий вид. Мавзолей с сохранившимся входным сооружением. План
    Гробница шейха Джунейда в сел. Хазра Кусарского района может служить наиболее ярким примером купольных гробниц XVI в., превратившихся в культовые сооружения. Гробница была возведена в 1544 г. на месте захоронения шейха Джунейда, деда шаха Исмаила I, основателя государства Сефевидов. Культовый характер гробницы усилился пристройкой к мавзолею (вскоре после строительства) специальной мечети, нарушившей цельность первоначального замысла.
Сел. Хазра. Мавзолей шейха Джунейда, 1544 г. План, разрез
Сел. Хазра. Мавзолей шейха Джунейда, 1544 г. План, разрез
Ганджа (Кировабад). Гробница Имам-заде, XVII в. Общий вид
Ганджа (Кировабад). Гробница Имам-заде, XVII в. Общий вид
    Композиция плана и объемов гробницы интересна с точки зрения ведущих тенденций архитектурного развития XVI в. Это прежде всего тяга к объемно-пространственным приемам. Интерьер гробницы в свое время был богато отделан глазурованными плитами на высоту панели и росписями. Роспись структурного характера сохранилась на внутренней поверхности купола. Примером превращения ранее построенного мавзолея (XIV в.) в культовый памятник может явиться комплекс Имам-заде в Гандже, представляющий в нынешнем виде наслоение многих веков.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому