Архитектура Азербайджана XVI—XVII вв. Культовое строительство. Барда Мавзолей Имам-заде. Ардебиль Культовый комплекс шейха Сефи - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Азербайджана XVI—XVII вв. Культовое строительство. Барда Мавзолей Имам-заде. Ардебиль Культовый комплекс шейха Сефи

Архитектура Азербайджана > Архитектура Азербайджана XVI—XVII вв.
    Культовое строительство в XVI в. сосредоточивается главным образом в южных областях страны. На севере, особенно в Ширване, оно, видимо, велось в сравнительно ограниченных размерах. Однако уже в XVII в. на Апшероне было построено значительное количество мечетей.
    При феодально-теократическом характере сефевидского государства развитие культового строительства было естественным. В культовом строительстве того времени наряду с мечетями значительное место занимает сооружение медресе, текие, завие и других видов культовых учреждений. Крупнейшие погребальные комплексы трактуются как культовые очаги. Свойственный для предшествующего периода светский характер мемориальных сооружений, таким образом, утрачивается. Ряд мечетей того периода возник на базе погребальных сооружений. Мечети, датируемые XVII в., сохранились в большинстве старых населенных пунктов Апшерона — Бузовна, Маштага, Мардакян, Нардаран, Кишла и др.
    Изучение основного вида культового строительства — мечетей — позволяет отметить два главных типа решения плана. Первый тип с четко выраженной осью симметрии, главный вход размещался с северной стороны. Второй тип характеризуется асимметричным расположением входа в мечеть. Таковы мечети Апшерона. Наблюдаемое в сравнительно небольших по объему мечетях расположение главного входа не по главной оси зданий не следует рассматривать как результат стремления добиться асимметричного решения композиции фасада.
Апшерон. Мечети XVII в.: в сел. Яныхлы; Атаги в сел. Бузовна; Гаджи Бахши в сел. Нардаран. Планы
Апшерон. Мечети XVII в.: в сел. Яныхлы; Атаги в сел. Бузовна; Гаджи Бахши в сел. Нардаран. Планы
    Асимметричность — следствие рационального использования небольшой площади помещения, для прохода отводилось угловое, «мертвое» пространство. Объединяющим фактором для планового решения обоих типов служит наличие центрального, квадратного в плане пространства, перекрытого куполом. Каждый из типов имеет различные вариации основной схемы.
    В конце XVII в. на Апшероне строятся Т-образные в плане мечети, появление которых объяснялось стремлением зодчих доступными им конструктивными средствами добиться создания достаточно емких помещений. Так возникло сочетание перекрытого куполом здания с длинным сводчатым рукавом. Хорошим примером может служить мечети в сел. Дигях и Бузовна. К мечетям по характеру архитектуры близки купольные гробницы, повторяя во многом планировку и архитектурное решение мечетей и отличаясь от них в основном отсутствием михраба. Некоторые из подобных мечетей являются позднейшей переделкой мавзолеев центрально-купольного типа (Имам-заде в Барде).
    Излюбленный композиционный прием культового строительства в этот период — оформление фасадных стен в виде ряда глубоких стрельчатых ниш — эйванов. Метрический ряд стрельчатых арок, заключенный в прямоугольное обрамление, составляет обязательную принадлежность архитектуры культовых сооружений — мечетей, медресе и многих погребальных сооружений этого периода, возведенных на большой территории (от Тебриза до Ганджи).
Барда. Мавзолей Имам-заде, XVIII в. Общий вид, план
Барда. Мавзолей Имам-заде, XVIII в. Общий вид, план
    Культовый комплекс в Ардебиле возник вокруг мавзолея шейха Сефи (XIV в.), родоначальника династии Сефевидов. Строился он в течение всего XVI в. и в начале XVII в. В сложившемся виде ардебильский комплекс представляет собой ансамбль сооружений, сгруппированных вокруг ряда дворов. Здания комплекса богато декорированы прекрасными резными глазурованными плитами с разнообразными орнаментальными композициями.
    В убранстве были использованы драгоценные металлы — золото и серебро. Комплекс включает большой портал, построенный в 1647 г. зодчим Исмаилом, сад, малый двор, большой двор перед мечетью с бассейном посредине. Эти объемно-пространственные элементы объединяют восьмигранную мечеть, поминальную мечеть с примыкающим к ней круглым мавзолеем шейха Сефи, Чини-хана («дом фарфора»), несколько погребальных помещений, в том числе усыпальницу шаха Исмаила I, ряд помещений для паломников и другие службы.
Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи. Входной портал, поминальная мечеть
Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи. Входной портал, поминальная мечеть
Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи, XV-XVII вв. План комплекса
Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи, XV-XVII вв. План комплекса
Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи. Мавзолей
Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи. Мавзолей
Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи. Деталь орнаментации
Ардебиль. Культовый комплекс шейха Сефи. Деталь орнаментации
    Сооружение ардебильского комплекса — следующий этап в развитии азербайджанского зодчества. Здесь наивысшего расцвета достигают портальные композиции и майоликовая декорация. Весьма важно значение комплекса как памятника, объединяющего черты стиля южных и северных школ азербайджанского средневекового зодчества.
Напишем
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому