Архитектура Азербайджана XV в. Баку Ансамбль дворца Ширваншахов 3. Мавзолей Сейида Яхья Бакуви. Мавзолей Дири-баба. Тебриз Голубая мечеть. Дербент Медресе. Сангачал Караван-сарай - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Азербайджана XV в. Баку Ансамбль дворца Ширваншахов 3. Мавзолей Сейида Яхья Бакуви. Мавзолей Дири-баба. Тебриз Голубая мечеть. Дербент Медресе. Сангачал Караван-сарай

Архитектура Азербайджана > Архитектура Азербайджана XV в.
Напишем
    Поодаль от дворца, на южном дворе стоит небольшой мавзолей, известный как «мавзолей дервиша», названный так по имени якобы погребенного в нем придворного астронома Сейида Яхья Бакуви. Мавзолей состоит из подземного склепа и большего объема верхней камеры. Ее восьмигранник небольшими тромпами переходит в барабан, покрытый куполом с трехцентровой образующей.
    Три небольших проема забраны узорчатыми каменными решетками. На северной грани находится вход, который вел в несохранившуюся мечеть. Среди сходных мемориальных сооружений — мавзолей близ Агдама (XIV в.), шейха Дурсуна (XIVв.) и более поздние в сел. Калахана (XVII в.) и др.— мавзолей Яхья Бакуви наиболее совершенен и, возможно, служил прототипом для провинциального строительства того времени.
Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Мавзолей Сейида Яхья Бакуви, XV в. Общий вид
Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Мавзолей Сейида Яхья Бакуви, XV в. Общий вид
    Восточнее нижнего двора находятся баня и овдан, отделенные от верхних дворов ансамбля усыпальницей и мечетью. Над уровнем земли возвышались купола, покрывавшие наиболее крупные помещения бани. Организацией плана предусматривалось сохранение необходимой температуры в зависимости от назначения помещений.
    Горячий воздух, подававшийся из топливника по жаропроводящим каналам, обогревал полы и лежанки. Остатки купольных и сводчатых покрытий свидетельствуют о высоком уровне строительства, обычном не только для мемориальных и культовых, но и чисто утилитарных зданий.
Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Мавзолей Сейида Яхья Бакуви, XV в. Разрез, план
Баку. Ансамбль дворца Ширваншахов. Мавзолей Сейида Яхья Бакуви, XV в. Разрез, план
    Интересна «Ханская дача» в сел. Нардаран — одна из летних резиденций Ширваншахов. К морю обращена глубокая стрельчатая ниша — эйван, широко раскрывающая центральный зал, напоминая дворцовые сооружения сасанидского Ирана. Гладь фасадов оттенена расположенными в два яруса удлиненными световыми проемами. Абрис стрельчатого купола над залом схож с куполом дворцовой мечети. Архитектурные формы просты и лишены убранства, кроме несложных сталактитов на пятах подпружных арок зала.
    Неподалеку от Шемахи, на площадке, высеченной в почти отвесной скале, стоит небольшая двухъярусная усыпальница, известная как гробница Дири-баба. Большую часть первого этажа занимает помещение со стрельчатым сводом. Просторный зал второго этажа по площади равен нижним комнатам. Зал покрыт сферическим, слегка заостренным куполом. Один из его световых проемов выходит на главный — южный фасад, а остальные — на запад и восток.
Мавзолей Дири-баба, близ Шемахи, 1402 г. Общий вид после реставрации, планы I и II этажей
Мавзолей Дири-баба, близ Шемахи, 1402 г. Общий вид после реставрации, планы I и II этажей
    Небольшие проемы в северной стене ведут в грот в скале, служивший местом погребения лица, в честь которого возведена усыпальница. Параллелью Дири-баба является мазар Парау-биби, расположенный в северо-западном Копетдаге, неподалеку от рабата Ферава, сходный местоположением и некоторыми особенностями плана.
    Строгость архитектурных объемов Дири-баба прекрасно оттенена горным пейзажем. Тонко прорисованы элементы убранства, а орнаментика тромпов не уступает резьбе сооружений бакинского ансамбля. На одном из тромпов сохранилась часть надписи: «...сын устада Гаджи». Украшением служил декоративный фриз фасада с фрагментом надписи датированным 805 г.х. (1402 г.), а также именем каллиграфа — Дервиш.
    Шедевр кирпичного зодчества Азербайджана — Голубая мечеть в Тебризе. Ее архитектура свидетельствует о зрелости стиля. Для нее одинаково показательны продуманность плана, совершенство уже наблюдавшихся приемов композиции, интерпретация широко распространенных архитектурных мотивов и форм и изысканность богатейшего убранства. Своеобразный план центрально-купольного здания не встречает прямых аналогий в культовом строительстве Азербайджана. Близкая его параллель — Зеленая мечеть (Йешиль-джами) в Бурсе, в возведении которой участвовало много мастеров из Тебриза.
Мавзолей Дири-баба, близ Шемахи, 1402 г. Разрез
Мавзолей Дири-баба, близ Шемахи, 1402 г. Разрез
Тебриз. Голубая мечеть, 1465 г. Портал
Тебриз. Голубая мечеть, 1465 г. Портал
Тебриз. Голубая мечеть, 1465 г. Интерьер, план
Тебриз. Голубая мечеть, 1465 г. Интерьер, план
    Композиционным центром служит главный, квадратный зал (16х16 м), некогда покрытый сферическим куполом. С трех сторон его окружают просторные галереи, расчлененные арочными переходами на несколько помещений, также покрытых куполами. За ним находится второй, несколько меньший купольный зал (9x9 м), являвшийся святилищем. В его торце находился михраб. Главный зал соединен с обходными галереями и малым залом стрельчатыми проемами. Они трактованы одинаково, кроме выделяющегося богатством убранства портала, ведущего в малый зал. Голубая мечеть славится многообразием великолепного убранства фасадов и интерьеров. Строителем мечети, видимо, был Ниматулла сын Мухаммеда ал-Бавваба, который был также автором узоров керамического убранства и руководил их выполнением.
    В середине XV в. построено медресе в Дербенте. Вытянутый ряд худжр образует ограждавшую двор мечети глухую стену. Ее прорезали два небольших сводчатых прохода, расположение которых продиктовано особенностями участка. Архитектура медресе обычна. Ритмически четкий ряд эффектно затененных стрельчатых айванов служит фоном для объемно и архитектурно подчеркнутых порталов центральной худжры и проходов. Трактовка порталов, рисунок и характер обрамления стрельчатых арок, приемы каменной кладки не оставляют сомнений в принадлежности медресе к ширванскому архитектурному кругу.
Дербент. Медресе, XV в.
Дербент. Медресе, XV в.
Сел. Сангачал. Караван-сарай, XV в. План I этажа
Сел. Сангачал. Караван-сарай, XV в. План I этажа
    Организацией пространства и формами типичен караван-сарай Сангачал. Его облик определяется прямоугольником глухих стен, стыки и оси которых закреплены небольшими полубашнями. Архитектура строга и лишена декора. Обычны для северных областей чередование тщательно выведенных широких и узких рядов кладки, выступающая плита карниза и массивные каменные водостоки. В центре главного фасада возвышается большой портал. Показательно, что единство стиля роднит различные по назначению и характеру сооружения — дворцовые («Ханская дача» в сел. Нардаран), культовые (дворцовая мечеть в Баку) и общественные (караван-сарай Сангачал).
    Снабжение каравана водой было так же существенно, как и его защита. В каждом караван-сарае, в том числе и сангачальском, был либо колодец, либо овдан, которые располагались и вдоль всего караванного пути. Водосборники — овданы, как правило, находятся на большой глубине. К их сводчатым помещениям ведут покрытые «ползучими» сводами пологие лестницы. Отверстия в замке стрельчатых сводов служат для вентиляции подземелий. На поверхности земли они обычно отмечены небольшими сооружениями с входными стрельчатыми проемами.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому