Архитектура Азербайджана XII—XV вв. Баку. Тебриз. Строительство - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Азербайджана XII—XV вв. Баку. Тебриз. Строительство

Архитектура Азербайджана > Архитектура Азербайджана XII—XV вв.
    Развитию городов способствовал экономический и политический подъем Ширвана. В XV в. Баку превратился в важнейший порт на Каспии. Ширваншахи перенесли в него свою резиденцию из Шемахи. Планировочную структуру, архитектурный облик и состояние благоустройства города довольно полно определяют описания современников, а также фиксирующие Ичери-шехер, или Крепость, планы, снятые в конце XVIII — начале XIX в.
    Систему его оборонительных сооружений, возникновение которой относится к XII в., характеризует сохранившаяся часть внутреннего обвода крепостных стен. Концы стен уходили в глубь моря, образуя удобную гавань, напоминавшую описанную арабскими географами Дербентскую гавань.
Баку. Крепость. План XVIII—XIX вв.
Баку. Крепость. План XVIII—XIX вв.
1 — дворцовый ансамбль ширваншахов; 2 — Девичья башня; 3 — Шемахинские ворота; 4 — дворцовый комплекс бакинских ханов; 5 — караван-сарай Мултани; 6 — Бухарский караван-сарай; 7 — баня Гаджи-хаммам; 8 — Джума-мечеть; 9 — донжон замка; 10 — мечеть Мухаммеда
    Планировочная структура города, представлявшая собой обрамленный крепостными стенами запутанный лабиринт узких улочек, проулков, тупиков и возникших около крупных общественных сооружений небольших площадей — «карманов», впоследствии серьезных изменений не претерпела. О капитально построенной, разветвленной сети водоснабжения Крепости свидетельствуют обнаруживаемые остатки кягризов, снабженные отстойниками и смотровыми колодцами.
    Архитектурно-композиционным центром Баку служил дворцовый ансамбль Ширваншахов, который определял застройку тяготевшего к нему обширного района, преимущественно заселенного придворной челядью. Другим центром города по-прежнему был район Девичьей башни, где соединялись магистрали, которые вели к нему от шемахинских и сальянских ворот. Здесь группировались сооружения, обычные для центра переднеазиатского феодального города. Сохранились караван-сараи, обрамленная стрельчатой аркой рыночная площадь, баня и находившаяся неподалеку джума-мечеть.
    Описание «очень шумного и торгового» Тебриза у Клавихо пополняют сведения других современников о развитии города, некоторых особенностях его застройки и благоустройства. Стены XIV в. уже не вмещали разросшееся население. В городе было 200 тыс. домов. Перечисляемые или описываемые современниками здания: дворец государственных учреждений — довлетхане, медресе Насрийе и Максудийе, крытый рынок Кайсерийе, огромный архитектурный ансамбль Хашт-Бехишт, включавший кроме дворца мечеть, библиотеку, гарем; госпиталь, плац для конских состязаний и парк, свидетельствуют не только о размахе строительства, но и о том, что оно велось комплексно.
    Высокий уровень развития строительного искусства в Азербайджане подтверждают сохранившиеся сооружения. Азербайджанские зодчие и строители были известны далеко от родных мест. Шараф-ад-Дин али Йезди упоминает «каменосечцев» из Азербайджана, участвовавших в строительстве мечети Биби-ханым в Самарканде. Имена мастеров-мозаичистов, выходцев из азербайджанских городов, сохранились на сооружениях Герата, Мешхеда, Каира, Шахрисабза, Багдада.
    Естественные строительные материалы определили преобладание в северных областях страны техники каменного строительства, а в южных — из кирпича. Строевого леса было сравнительно мало. Как правило, строители обходились легкими подмостями, а деревянные конструкции применяли крайне редко.
    В каменной кладке широко использовались два метода. В одном случае из грубо обработанного камня выводился строительный массив, облицовывавшийся чисто тесаными, тщательно пригнанными каменными плитами. В другом — стены возводились из крупных облицованных плит, пространство между которыми заполнялось своего рода бутобетоном. Связь облицовки со строительным массивом обеспечивали глубоко запущенные тычковые камни (замок в сел. Мардакян). В редких случаях большие облицовочные блоки соединялись металлическими скобами («Баиловские камни»). В ряде районов широко применялась кирпично-каменная кладка; среди различных ее видов выделялась живописностью ганджинская, с выделенными своеобразным кирпичным футляром крупными грубооколотыми булыжными камнями.
    Условия строительства определили многообразие применявшихся растворов, которые делятся на жесткие известковые и значительно более пластичные гяжевые, использовавшиеся преимущественно в районах высокой сейсмичности. Процесс схватывания и водоупорные свойства гяжевых растворов регулировались соответствующими добавками — песком, золой, толченым древесным углем. Широко использовались керамические изделия, от разномерных элементов подземных водоводов и замурованных в кладку куполов кувшинов, которые облегчали вес покрытий, а подчас служили „голосниками", до многообразных элементов архитектурного убранства.
    В культовом, мемориальном, дворцовом, оборонительном и гражданском строительстве применялись своды и купола, обычно сооружавшиеся методом кольцевой кладки без кружал, хотя кружала, видимо, тоже встречались. Характерна продуманность двойного покрытия башенных мавзолеев, где сочетанием наружного пирамидального шатра с внутренним стрельчатым куполом зодчие решали ряд инженерных и художественных задач. Пазуха между оболочками уменьшала собственный вес покрытия, сокращались силы горизонтального распора, снижался центр тяжести сооружения, определялась одновременно выразительность силуэта здания, устанавливались пропорции его интерьера и повышалась устойчивость.
    Конструкция перекрытия склепов мавзолеев Гунбад-е Сурх и Момине-хатун — центральный опорный столб, связанный системой нервюр со стыками граней камеры — принципиально сходна с конструкциями западноевропейских готических зданий и одностолпных палат русского зодчества, что свидетельствует об известной общности направления архитектурно-инженерной мысли строителей Востока и Запада. Также показателен своими конструкциями мавзолей Олджейту в Султанин. Его минареты выполняют роль пинаклей на контрфорсах готических соборов, а эллиптическая форма и связанная элеронами двухслойная оболочка купола по существу на сто лет предвосхитили архитектурный замысел и инженерное решение купола флорентийского собора, прославившего Брунеллески.
    В каменном строительстве облицовка неотделима от массива сооружения. В кирпичных же зданиях разрыв между строительным ядром и его облицовочным панцирем прослеживается достаточно отчетливо: в X—XI вв. — это кладка из обожженного кирпича, защищавшая сырцовый массив крепостных стен Байлакана; в XII в. — это специально заготовлявшиеся облицовочные блоки нахичеванских мавзолеев; в XIV—XV вв. — это узорчатая «рубашка» из облицовочного кирпича, полностью покрывавшая фасады монументальных сооружений.
    Однако строительство XIV—XV вв. в сравнении со строительством XII — началом XIII вв. характеризуется не только широким внедрением нового материала — многоцветного облицовочного кирпича, но и значительным увеличением масштаба культовых и общественных сооружений. Характер и объем строительства в южных городах обусловили возникновение новых задач в области конструктивных решений и архитектурной выразительности. Размах строительства, значительная часть которого велась на средства казны, вызвал попытки упорядочения проектно-сметной документации и установления государственного контроля над его качеством путем создания института инспекторов.
    Архитектурная практика определила создание покрытий для помещений большой вместимости, дальнейшую дифференциацию строительного процесса, связанную с выделением отделочных работ из чисто строительных. Расширившееся применение изразцовых облицовок обусловило дальнейшее развитие керамического убранства и методики изготовления его элементов. Сопоставление памятников позволяет также установить последовательность овладения строительными материалами, расширение представлений об их технических и художественных возможностях, проследить процесс совершенствования архитектурных форм и конструкций. Позднее же декоративность начинает преобладать над конструктивной стороной.
    Интересны особенности распространения некоторых архитектурных форм и строительных приемов. Сравнительно редко применялись отдельно стоящие опоры. Отметим продуманность структуры и тщательность изготовления каменных и кирпичных сталактитов. Интересен привнесенный из Средней Азии прием «гофрирования» поверхности, применявшийся азербайджанскими зодчими не только в стране (Карабаглар, Ардебиль), но и в других городах Переднего Востока (Кония, Багдад).
Напишем
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому