Архитектура средневекового Афганистана X—XVI вв. Герат мечеть-мусалла - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура средневекового Афганистана X—XVI вв. Герат мечеть-мусалла

Архитектура средневекового Афганистана
    От городской стены к северо-западу тянулась широкая аллея Хиябон, по сторонам которой сосредоточились к концу XV в. многие замечательные сооружения эпохи, в том числе самое роскошное из них — гератская загородная мечеть-мусалла.
    Грандиозный ансамбль мусаллы, по словам современников, не имел себе равных. Возведенный по приказу супруги Шахруха — Гаухаршад зодчим Кавам ад-Дином Ширази, он включал большую мечеть мусалла и медресе с мавзолеем, где впоследствии похоронены сама Гаухаршад и другие члены правящей династии. Строительство велось в общей сложности 20 лет (1418—1438 гг.).
Герат. Мусалла
1 — медресе Байсункара, XV в.; 2 — медресе и мавзолей Гаухаршад, 1418—1438 гг., зодчий Кавам ад-Дин Ширази. План ансамбля
    Позднее добавлено медресе Хусейна Байкара, после чего ансамбль протянулся примерно на 550 м. К несчастью, замечательное творение эпохи не дошло до наших дней: в 1885 г. уже сильно пострадавшие постройки были снесены артиллерией эмира Абд-ар-Рахмана из боязни, что они послужат укрытием для русских войск, наступление которых в то время ожидалось. Ныне уцелели лишь мавзолей и четыре из восьми минаретов, отмечавшие углы мусалла и медресе. Остатки зданий и беглые зарисовки дают лишь общее представление об архитектуре целого ансамбля.
Герат Мусалла вид мавзолея
Герат Мусалла вид мавзолея
Герат Мусалла деталь минарета
Герат Мусалла деталь минарета
    Обширная в плане, занимая 106х64 м по внешнему контуру и 52х49 м во дворе, с высокими входным пештаком, четырьмя айванами и двухэтажными галереями вокруг двора, мусалла служила местом молений в годовые праздники курбан и фитр, а также по пятницам, когда туда стекался народ со всего города и его окрестностей. Медресе Гаухаршад с двухъярусными худжрами было сдвинуто к северу.
    Вознесенные к небу угловые минареты обоих зданий, круглые, на граненом цоколе, покрытые узором из мрамора и глазурями, делились на три яруса сталактитовыми венцами и поясами надписей. Законченный к 1432 г. квадратный мавзолей с четырьмя нишами занимал один из залов по сторонам входа медресе.
    Кавам ад-Дин считается творцом конструкции пересекающихся арок; бесспорен, по крайней мере, тот факт, что он внедрил это новшество в монументальное зодчество Хорасана. Именно эта конструкция обусловила лепку форм внутреннего пространства гератской усыпальницы; венчающая нарядная чаша купола с венцом сталактитов и системой соподчиненных сталактитовых полукуполов и парусов опирается на вершины островерхих угловых ниш.
    В отличие от самаркандских построек XV в. составляющие основу конструкции пересекающиеся арки здесь зрительно не опущены до панели, что было бы логично с точки зрения архитектоники, а замаскированы; они очерчивают лишь звездчатое основание купола. Празднично-нарядный, покрытый многоцветовыми росписями по золотому фону, тонкий рельеф сталактитов образует лишь декоративную алебастровую оболочку, скрывающую конструктивный купол из кирпича; извне же высится ребристый купол на мощном цилиндрическом барабане, облицованный изразцовыми мозаиками.
    В желобках купола играют ковровые мозаики из глазурованных кирпичиков. Декор мавзолея, изысканный и утонченный, в целом отличается чрезмерной дробностью, что снижает впечатление монументальности сооружения. В постройке мавзолея принимал участие еще один зодчий по имени Имад ад-Дин, орнаменталисты Ходжа Мир-Али Хереви и Ходжа Мирек Хереви из Герата.
    В предместье Газургах к северо-востоку от города, где заканчивалась аллея Хиабон, в 1425—1428/29 гг. Кавам ад-Дин возвел мавзолей над могилой почитаемого патрона Герата — Ходжа Абдаллаха Ансари. Высокий портал под граненым полукуполом ведет в окруженный тридцатью купольными кельями двор, где стоят мраморные надгробия правителей Герата (главным образом тимуридской династии); черный мрамор привезен из-под Кандагара, белый — из местных карьеров.
    Над могилой самого Ансари впоследствии Бабур установил обелиск из белого мрамора высотой до 7,5 м, иссеченный чудесным резным орнаментом. Этот монумент не сохранился. В декоре здания резные мозаики поливного кирпича слагаются в геометрические узоры — герихи и куфические письмена, дополняются резными глазурными мозаиками и мрамором.
    Исключительная роль в застройке Герата принадлежала Алишеру Навои. В 1498—1500 гг. на его средства и под его руководством восстановлена сильно пострадавшая от землетрясения Соборная мечеть. При ее восстановлении были внесены значительные изменения в западной части, добавлены башенки по обе стороны главного айвана, облицованы глазурью стены. В настоящее время облик мечети сильно изменился. В 1936—1944 гг. построен входной восточный портал с парой минаретов и поливным декором; полуразрушенный мавзолей Гияс ад-Дина снесен при расширении улицы.
    Кроме реставрации Соборной мечети и создания пригородных парков, с именем Алишера Навои связана масса построек самого различного назначения. На противоположном берегу канала Инджиль, против мусалла, Навои выстроил знаменитый квартал, куда входили жилые здания, мечеть и мавзолей, медресе и ханака, баня и больница.
Напишем
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому