Павия, Сан Микеле, крытый мост, палаццо делла Раджоне. Кремона, собор. Верона, Сан Дзено - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Павия, Сан Микеле, крытый мост, палаццо делла Раджоне. Кремона, собор. Верона, Сан Дзено

Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
Павия. Церковь Сан Микеле
Павия. Церковь Сан Микеле
    Интенсивная строительная деятельность развернулась и к югу от Милана, в Павии, которая с VI в. была столицей Ломбардии. Среди многочисленных средневековых сооружений города выделяется церковь Сан Микеле, начатая, по-видимому, после землетрясения 1117 г. и освященная в 1155 г. Трехнефный, перекрытый крестовыми сводами корабль ее имеет всего две прямоугольные ячейки в среднем нефе и соответственно по четыре в пролетах боковых (своды последних не имеют ребер на пересечении поверхностей). За ними следует средокрестие с восьмигранным куполом на тромпах, к которому примыкает трансепт, крытый полуциркульными сводами без подпружных арок. Храм замыкается высоким хором с одной крупной апсидой.
Павия. Церковь Сан Микеле, 1117—1155 гг.
Павия. Церковь Сан Микеле, 1117—1155 гг.
    В отличие от других павийских церквей Сан Микеле построена в большой мере из естественного камня, и это во многом меняет облик главного фасада. Его мощная стена с замечательно тонкими архитектурными и скульптурными деталями в строительном отношении стоит на более высоком уровне, чем остальные части постройки. Лаконичная целостность и ритмическая насыщенность фасада, с его простыми контурами, сквозными вертикальными членениями и выразительной группировкой проемов, сочетаются с необычайно сильной и пластичной обработкой стены, что делает церковь Сан Микеле одним из наиболее выдающихся памятников эпохи.
    Церковь Сан Пьетро ин Чьель д’Оро в Павии (окончена около 1183 г.) по своей композиции очень похожа на Сан Микеле, но построена в традициях раннего ломбардского кирпичного зодчества: сочный темнокрасный кирпич сочетается в ней с яркой майоликой. На фасаде сохранились полуколонны и пяты арок от портика.
    От XIII в. в Павии сохранился интересный крытый мост через р. Тичино (реставрирован).
Кремона. Собор, начало XII в.
Кремона. Собор, начало XII в. Башня, 1250 г.; аркада, 1491 —1525 гг.; баптистерий, XII—XV вв.
Павия. Крытый мост
Павия. Крытый мост
    Интересный комплекс, состоящий из собора с кампанилой и баптистерия, был начат в XII в. в Кремоне. Баптистерий, начатый в 1167 г., представляет собой мощный, вытянутый по вертикали восьмигранный объем, в котором купол скрыт под деревянной шатровой кровлей. Стены лишены украшений, общик облик тяжеловесен, несмотря на венчающую аркатуру (верх относится к XIV—XV вв.) Подобные сооружения, входящие в состав и некоторых других соборных комплексов (Парма, Пиза, Флоренция), продолжают тип, родившийся в первые века христианства, когда обряд крещения выполнялся только епископом и когда в определенные дни крестили сразу большие группы людей. Выходящий на площадь рядом с баптистерием грандиозный фасад собора в Кремоне — результат многовековых наслоений. Ренессансная аркада соединяет собор с кампанилой, лишь нижняя часть которой относится к XII в.
    По мере приближения к побережью Адриатики влияние ломбардских архитектурных традиций ослабевает, и сооружения в таких городах, как Верона или Падуя, несут следы византийских влияний, которые особенно усиливаются в Венеции. С течением времени связи с Венецией становятся все более заметными, особенно с начала XV в., когда и Верона и Падуя подпадают под ее власть.
Верона. Церковь Сан Дзено, XI—XII вв.
Верона. Церковь Сан Дзено, XI—XII вв.
Верона. Церковь Сан Дзено, XI—XII вв. Портик, 1140 г.; Никколо и Гульельмо
Верона. Церковь Сан Дзено, XI—XII вв. Портик, 1140 г.; Никколо и Гульельмо
    Церковь Сан Дзено Маджоре в Вероне (начата в 1030 г., в основном 1123—1138 гг.) построена из кирпича и мрамора. Своеобразный характер интерьера в большой мере обусловлен чередованием рядов красной и белой кладки. В плане церкви, несмотря на его простые, дополненные лишь апсидами, прямоугольные очертания, нет регулярности. Ячейки среднего нефа имеют разные размеры. Последний, одноарочный пролет, в который открыты апсиды, выполняет роль трансепта. Пол всей этой замыкающей части церкви поднят над обширной криптой, образуя высокий хор, характерный для многих церквей Северной Италии (Сант Амброджо в Милане, Сан Микеле в Павии, Сан Миньято во Флоренции, соборы в Пьяченце и в Модене) и восходящий к раннехристианским прототипам (базилика св. Петра в Риме, около 600 г.). В крипту, раскрывающуюся в средний неф тремя арками, ведет широкая лестница. Перекинутые через нее марши, ведущие наверх, в хор церкви, находятся в боковых нефах. Вся эта композиция отличается замечательным богатством пространственного построения. Перекрытие продольного корпуса церкви Сан Дзено — деревянное, возведенное в готическую эпоху, — имеет форму трилистника. Устои обработаны полуколоннами и чередуются с колоннами, несущими аркады продольных стен.
    Главный фасад церкви Сан Дзено отражает базиликальное построение внутреннего пространства. Контрфорсы выражают основные объемные членения. Плоскость стены расчленена многочисленными тягами, переходящими под скатами кровли и центрального фронтона в типичную ломбардскую аркатуру на консолях. Аналогичные аркатуры образуют дополнительные горизонтали в средней части фасада, главным украшением которой служит большая готическая роза (мастер Бриолото, XIII в.). Богатая пластика фасада создается горизонтальной арочной галереей, идущей на уровне галерей боковых нефов, и сильно вынесенным арочным портиком, тонкие колонны которого покоятся на спинах мраморных львов. Замечательные мраморные барельефы по сторонам бронзовой двери — работы мастеров Никколо и Гульельмо (около 1140 г.).
    Выходящая на площадь церковь составляет единый ансамбль с двумя отдельно стоящими башнями. Левая относится к XIV в., правая, более высокая, является кампанилой (1045—1138 гг.; завершена в XIV в.).
Падуя. Палаццо делла Раджоне, XII—XIV вв. Лоджия, 1306 г., фра Джованни дельи Эремити
Падуя. Палаццо делла Раджоне, XII—XIV вв. Лоджия, 1306 г., фра Джованни дельи Эремити
    В Падуе в XIII в. было построено одно из старейших в Венецианской области общественных зданий — палаццо делла Раджоне, имевшее такое же значение, как некогда римские базилики (начато в 1219 г.). Кирпичные стены обширного зала падуанской базилики (длина 78,5, ширина 27, высота 27 м), расположенного на втором этаже, поднимаются, как мощный аттик, над наружной двухэтажной арочной лоджией, пристроенной в 1306 г. фра Джованни дельи Эремити. Кровля с высоким килеобразным профилем относится к тому же времени.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню