Пьяченца, собор, палаццо дель Комуне. Парма, собор, баптистерий - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Пьяченца, собор, палаццо дель Комуне. Парма, собор, баптистерий

Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
    Под непосредственным влиянием ломбардской архитектуры находятся сооружения Эмилии, области лежащей к югу и юго-востоку от Ломбардии и тянущейся вдоль реки По, к северу от Аппенин. В XI и XII вв., т.е. в эпоху расцвета городского коммунального строя, во всех наиболее крупных городах — Модене, Пьяченце, Парме, Ферраре и др. — были построены большие соборы или комплексы, состоящие из собора, кампанилы и баптистерия.
Пьяченца. Собор, 1122-1158 гг.
Пьяченца. Собор, 1122—1158 гг., закончен Райнальдо да Самбучето в 1233 г., башня 1330 г.
    Собор в Пьяченце, начатый около 1122 г., использовался уже в 1158 г., однако был закончен с некоторыми перестройками лишь в 1233 г. мастером Райнальдо Санто да Самбучето. Башня оканчивалась еще ста годами позднее. Фасад очищен от позднейших наслоений и реставрирован в 1897—1901гг. Длинный трехнефный корпус собора дополнен трехнефным же трансептом. Однако в построении латинского креста нет четкости, так как его ось не совпадает с осью ячейки, увенчанной восьмигранным куполом и отмечающей средокрестие. Все пролеты перекрыты крестовыми сводами на арках, но на пересечении сводчатых поверхностей нет ребер, как в миланском Сант Амброджо. Под всей восточной ветвью креста находится обширная крипта, и хор приподнят над полом собора.
    Фасад собора в Пьяченце выполнен из великолепного тесаного камня (все более поздние части, завершения стен, апсид, готические пинакли и, наконец, башня построены из кирпича). Это — типичная ломбардская композиция с одним фронтоном, подчеркнутым наклонной аркатурной галереей, трехчастным делением плоскости и сильными углами. В боковые членения введены две дополнительные арочные галерейки, а в среднее — большая резная роза, являющаяся готическим дополнением, не лишающим, однако, мощную романскую стену ее великолепной сдержанности. Колонки двухъярусных портиков поставлены на спины каменных львов — мотив, встречающийся также в Вероне и других близких к Венеции городах.
    Сильное влияние ломбардских прототипов сказалось и в общественном сооружении Пьяченцы — палаццо дель Комуне. Хотя оно было начато в 1280 г. и имеет характерные для готики детали (стрельчатые арки лоджии и оконных проемов), общая композиция строится еще целиком по типической романско-ломбардской схеме. Подъем пола лоджии над площадью и применение различных материалов (белый веронский мрамор для первого этажа и кирпич для второго) способствуют своеобразному сочетанию торжественной праздничности и силы.
Пьяченца. Палаццо дель Комуне, 1280 г.
Пьяченца. Палаццо дель Комуне, 1280 г.
Парма. 1 — собор, после 1117 г.; 2 — баптистерий , 1196—1260 гг., Антелами; завершение 1302—1307 гг.
Парма. 1 — собор, после 1117 г.; 2 — баптистерий , 1196—1260 гг., Антелами; завершение 1302—1307 гг.
    Собор в Парме, существовавший уже к 1046 г., был почти полностью перестроен после землетрясения 1117 г. К этому времени относится, по-видимому, вся восточная часть храма; западный корабль, имеющий, в отличие от Сант Амброджо, один и тот же шаг пролетов в среднем и боковых нефах (такое равномерное конструктивное и ритмическое построение свойственно обычно французским соборам), перекрыт крестовыми сводами в 1162 г. Из двух квадратных в плане башен, поставленных у углов главного фасада, лишь южная была закончена в готическую эпоху.
    Семипролетный главный корпус собора поднят над двухэтажными боковыми нефами настолько, что освещается окнами, расположенными над ярусам трифориев. Квадратные, крытые крестовыми сводами ячейки трансепта и хора, обрамленные апсидами, образуют снаружи мощное, исключительно богатое по светотени сочетание кубических и цилиндрических объемов, завершенных арочными галереями и увенчанных восьмигранным фонарем. Купол в XVI в. был расписан Корреджо. Фасад собора, выложенный из прекрасного серого камня, в основном следует типичной ломбардской фронтонной композиции. Но здесь она получила совершенно особую трактовку благодаря введению двух дополнительных рядов арочных галерей и отсутствию каких-либо вертикальных членений в верхней наклонной галерее, следующей за очертаниями фронтона. Легкость средней части фасада, прорезанного, кроме того, большим арочным окном над главным входом, подчеркнута мощной гладью стены в нижней части фасада, широкими устоями с боков и легким двухъярусным портиком среднего портала.
Парма. Баптистерий , 1196—1260 гг., Антелами; завершение 1302—1307 гг.
Парма. Баптистерий , 1196—1260 гг., Антелами; завершение 1302—1307 гг.
Парма. Баптистерий , 1196—1260 гг., Антелами; завершение 1302—1307 гг.
Парма. Баптистерий , 1196—1260 гг., Антелами; завершение 1302—1307 гг.
    Баптистерий в Парме, стоящий к юго-западу от собора, является крупнейшим в Италии. Начатый в 1196 г., он был закончен лишь в начале XIV в., когда выполнены верхняя арочная галерея, завершающая стены, световой фонарь на куполе, поддерживающий деревянную кровлю, и пинакли. Роспись купола была сделана после 1260 г.
    Основные черты архитектурного замысла — крупный восьмигранный объем с ярко выраженной вертикальной осью, сильное основание, имеющее три богатых перспективных портала, и ряды галерей с архитравами на колонках — восходят, по-видимому, к скульптору Антелами. В интерьере, 16 граней которого продолжены ребрами заостренного готического купола, первый ярус с его скульптурой также, вероятно, принадлежит Антелами.
    Архитектурный образ баптистерия, несмотря на его могучий объем, исполнен воздушной легкости. Соборная площадь Пармы, в целом — один из прекраснейших романских ансамблей в Италии, производит красочное впечатление благодаря сочетанию серого естественного камня и темнокрасного кирпича.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню