Флоренция, баптистерий Сан Джованни, церковь Сан Миньято аль Монте. Вольтерра, палаццо деи Приори. Прато, палаццо Преторио. Сан Джиминьяно. Губбио, здание корпорации шерстяников - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Флоренция, баптистерий Сан Джованни, церковь Сан Миньято аль Монте. Вольтерра, палаццо деи Приори. Прато, палаццо Преторио. Сан Джиминьяно. Губбио, здание корпорации шерстяников

Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Италии
    В Тоскане, расположенной к югу от Ломбардии и Эмилии, ведущее место в экономике и политике занимала сначала Пиза — одна из могущественных морских республик на побережье Тирренского моря, расцвет которой относится к XI—XIII вв., затем Флоренция — крупнейший торговоремесленный и международный ростовщический центр. Во второй половине XI и первой половине XII в. Флоренция была столицей Великого герцогства Тосканского, а к концу XII в. она отвоевала право на самоуправление. Самоуправления добились и города Сиена, Сан Джиминьяно, Вольтерра.
    Во Флоренции романская архитектура отличалась ярко выраженным местным колоритом. Во второй половине XI в. здесь было начато строительство небольшой группы сооружений, в которых творчески развивалась не вполне угасшая позднеантичная традиция мраморной полихромной облицовки фасадов и интерьеров. Ее ясный и праздничный характер в сочетании с широким применением форм античного ордера дал повод ряду авторов называть этот «инкрустационный стиль» — «проторенессансом». Появлению их несомненно способствовало не только высокое техническое мастерство и наличие великолепного мрамора из Прато, но, по-видимому, и прямой интерес к античному искусству.
    Сооружения эти отличаются простотой структуры. Их гладкие, одетые в драгоценную мраморную одежду фасады строятся как настоящие, законченные в своей конструктивной логике архитектурные композиции, лишь спроецированные на плоскость. Их четкий в своей геометричности линейный рисунок, набранный из мраморов двух цветов, подчинен строгому и спокойному ритму.
    Важнейшее сооружение этого «инкрустационного» стиля — гордость флорентийцев, баптистерий Сан Джованни, освященный в 1059 г. (его ядро, возможно, относится к поздней античности). Это — крупный восьмигранник, облицованный белым мрамором с красновато-коричневым узором и поставленный, как драгоценный ларец, посреди площади, на которой в дальнейшем были построены собор Санта Мариа дель Фьоре и колокольня, сочиненная Джотто.
Флоренция. Баптистерий Сан Джованни, 1059 г.
Флоренция. Баптистерий Сан Джованни, 1059 г.
Флоренция. Баптистерий Сан Джованни, 1059 г.
Флоренция. Баптистерий Сан Джованни, 1059 г.
    Фасадные плоскости баптистерия расчленены на два яруса: нижний состоит из трех ордерных пролетов, верхний — из арочных. Линии изящно каннелированных коринфских пилястр, несущих архитрав, продолжены во втором ярусе стройными белыми колонками на темном фоне. Углы восьмерика трактованы как солидные устои. Аттик восьмигранника — несколько более позднего происхождения (XIII в.). В интерьере — обратное фасаду чередование: снизу, в нишах — свободно стоящие колонны, выполненные из порфира и перекрытые архитравом, вверху — каннелированные, очень плоские коринфские пилястры, расчленяющие галерею из небольших сдвоенных арочек. Высокий, заостренного очертания восьмигранный купол (пролет 25,6 м), покрытый пирамидальной кровлей, в XIII в. был украшен мозаикой.
    Флорентийцы и в следующие века продолжали украшать баптистерий, привлекая для этого лучших мастеров. Шедевром являются бронзовые двери в южной, северной и восточной сторонах восьмигранника (с запада имелась прямоугольная апсида), выполненные соответственно Андреа Пизано (1330 г.) и Лоренцо Гиберти (1401—1424 гг. и 1447—1452 гг.).
Флоренция. Церковь Сан Миньято аль Монте, начата в 1013 г., фасад 1063 г.
Флоренция. Церковь Сан Миньято аль Монте, начата в 1013 г., фасад 1063 г.
    Церковь Сан Миньято (начата в 1013 г., фасад — 1063 г.), шедевр новой флорентийской архитектуры XI в., поставлена на высоком холме, лежащем по другую сторону р. Арно, но господствующем над городом. Это — трехнефная, перекрытая деревянными стропилами базилика с криптой и большой полукруглой апсидой. На сводах частично заглубленной и раскрытой в главный неф крипты расположен высоко поднятый хор. Главный неф расчленен двумя высокими поперечными арками (третья обрамляет апсиду), трактованными наподобие триумфальных. Устои, поддерживающие поперечные арки, чередуются с колоннами, на которые опираются арки продольных стен нефа. В целом пространственное построение интерьера развивается от входа в глубину, к апсиде, вогнутая поверхность которой украшена пятью арками на мраморных полуколоннах.
Флоренция. Церковь Сан Миньято аль Монте, начата в 1013 г., фасад 1063 г.
Флоренция. Церковь Сан Миньято аль Монте, начата в 1013 г., фасад 1063 г.
    Богатству пространственного построения церкви Сан Миньято соответствует и богатство ее отделки: колонны и полуколонны выполнены из разноцветного мрамора с прожилками, все поверхности стен покрыты белым и зеленым мрамором, как сияющим полированным ковром с геометрическим узором. Мозаичный пол отличается исключительно тонким, изысканным рисунком. По оси нефа, перед криптой стоит изящная маленькая капелла Микелоццо, блистающая позолотой и разноцветными мраморными инкрустациями. Конху апсиды покрывает мозаика на золотом фоне. В интерьере господствует гармония белого и зеленого. Живописный эффект смягчается модуляциями теплого света струящегося сквозь вставленные в окна алебастровые плиты.
Флоренция. Церковь Сан Миньято аль Монте, начата в 1013 г., фасад 1063 г.
Флоренция. Церковь Сан Миньято аль Монте, начата в 1013 г., фасад 1063 г.
    Фасад церкви Сан Миньято с его пятью арками (изображающими нартекс) и фронтоном в средней части — классическая композиция, выполненная в элегантном сочетании белого, зеленого и черного мраморов. В самой глубине здания тот же мотив повторяется в пяти арках апсиды.
    Совершенно иной характер имеют общественные здания Флоренции и вообще Тосканы, появившиеся в результате борьбы городских коммун за самоуправление, а также жилые дома, принадлежавшие именитым гражданам, соперничавшим и боровшимся за первенствующее положение у власти. Как и повсюду в бурную эпоху средневековья, эти постройки имели не только общественные или жилые, но и оборонные функции.
Вольтерра. Центр города. Палаццо деи Приори, 1208—1257 гг., переделывался в XV в.
Вольтерра. Центр города. Палаццо деи Приори, 1208—1257 гг., переделывался в XV в.
Прато. Палаццо Преторио, XIII в.
Прато. Палаццо Преторио, XIII в.
Прато. Палаццо Преторио, XIII в.
Прато. Палаццо Преторио, XIII в.
    Наиболее древнее из сохранившихся в Тоскане зданий городского самоуправления — палаццо деи Приори в Вольтерре (1208—1257 гг.; балкон был сломан после подчинения города Флоренции в 1472 г.). Здание входит в состав городского центра и окружено застройкой, в большой мере сохранившейся от XII—XIV вв.
    Массивный замкнутый прямоугольный объем с высокой башней, большие плоскости стен, прорезанные редкими проемами (готические окна — результат переделки), богатая пластика кладки из грубо отесанного камня — таковы характерные черты этого сооружения. Тот же характер имеет и главное общественное здание Прато — палаццо Преторио (XIII в.).
Сан Джиминьяно. Общий вид города
Сан Джиминьяно. Общий вид города
Сан Джиминьяно. Улица города. Жилой дом
Сан Джиминьяно. Улица города. Жилой дом
    Городская застройка, восходящая к XII в., хорошо сохранилась в Сан Джиминьяно, маленьком городке, силуэт которого еще и сейчас определяют дома-башни — жилые и вместе с тем оборонные сооружения, принадлежавшие наиболее именитым и могущественным родам города. Башни Сан Джиминьяно связаны с основными стенами жилых домов, которые, кроме того, имеют двух-трехэтажную часть с внутренним двором. К этому типу сооружений восходит и палаццо дель Подеста (1239 г.) с мощной башней Роньоза. В Сан Джиминьяно сохранились также городские стены и перекрытое сводами водохранилище XII в.
Сан Джиминьяно. Палаццо дель Подеста и башня Роньоза, 1239 г.
Сан Джиминьяно. Палаццо дель Подеста и башня Роньоза, 1239 г.
    Здание цеха шерстяников в Губбио — пример производственно-общественных сооружений этого периода (XIII в. и позднее). Это — длинный и узкий четырехэтажный корпус. В нижнем, врезанном в склон холма этаже в каменных ваннах мочили шерсть. Второй и третий этаж были заняты общественными помещениями цеха. Галерея вверху служила для просушки шерсти.
Губбио. Здание корпорации шерстяников, XIII в., переделано в XV в.
Губбио. Здание корпорации шерстяников, XIII в., переделано в XV в.
Губбио. Здание корпорации шерстяников, XIII в., переделано в XV в.
Губбио. Здание корпорации шерстяников, XIII в., переделано в XV в.
Губбио. Здание корпорации шерстяников, XIII в., переделано в XV в.
Губбио. Здание корпорации шерстяников, XIII в., переделано в XV в.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню