Конк, Сент Фуа - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Конк, Сент Фуа

Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
Конк. Сент Фуа, конец XI в.
Конк. Сент Фуа, конец XI в.
    Из двух сохранившихся во Франции паломнических церквей — Сен Сернен в Тулузе и Сент Фуа в Конке — последняя старше. На границе Оверни и Лангедока, на угрюмом фоне известнякового пейзажа высится красновато-желтая масса суровой монастырской церкви Сент Фуа. Ее беспорядочно обступили старинные дома. Меньшая из пяти главных паломнических церквей, она кажется непомерно большой для поселка, который возник вокруг древнего Конкского монастыря. В 858 г. сюда были доставлены из Ажана останки девочки-подростка, по преданию, погибшей в 303 г., в период гонений. Монастырь стал привлекать толпы паломников, число которых особенно выросло в XII в., когда Сент Фуа была объявлена покровительницей крестоносцев.
    Установлено, что строительство было предпринято между 1041 и 1052 гг. и закончено около 1090—1095 гг. Первоначально оно шло медленно, но общая композиция была ясна уже к 1052 г. В начале XII в. в соответствии с резко возросшим числом паломников вся восточная часть была перестроена. К середине XII в., когда был возведен восьмигранный барабан над средокрестием, работы были завершены. К этому же времени относится знаменитый резной тимпан западного портала церкви.
Конк. Сент Фуа, конец XI в.
Конк. Сент Фуа, конец XI в.
    Окружающая застройка скрывает основной недостаток церкви — ее непропорционально короткий неф. При всем этом самое построение плана оставляет грандиозное впечатление. План церкви Сент Фуа, как и любой другой паломнической церкви, подсказан движением пилигримов, останавливающихся у определенных точек и снова движущихся дальше. Процессия шествует вдоль правого бокового нефа и, огибая капеллы по кольцевому обходу, возвращается по противоположному боковому нефу к западному порталу, не мешая, таким образом, молящимся в центральном нефе и в хоре, а также самому ходу богослужения.
    Над средокрестием возвышается восьмигранный барабан купола. Завершение купола и укрепление его нервюрами относится к XIV в. Западный фасад фланкирован двумя прямоугольными в плане башнями. На южном торце трансепта — стройная цилиндрическая башня, заключающая винтовую лестницу.
    Прочность материала, четкая логика конструкции, уверенное равновесие элементов, суровая массивность сводов и стен — все в этом здании говорит о мощи и покое.
    В паломнической церкви функциональность романского декора сказалась с особой силой. Романский скульптор был одновременно и строителем, и каменный блок в его глазах прежде всего несет нагрузку, это — неделимый тектонический элемент, и отсюда благоговение, не позволяющее мастеру нарушить границы блока, отсюда "закон кадра", закон рамки наружной плоскости камня, поверхность которого с варварской боязнью пустоты заселяется фигурами или заполняется орнаментом. Сюжет может быть рассказан на четырех сторонах одной и той же капители, но не может быть продолжен на другой. Геометрический орнамент Севера и растительный орнамент Юга давали мастеру большую свободу, но целесообразность требовала повествовательного декора, тем более в паломнической церкви. Так распространилась практика "доктринального убранства" романских капителей и порталов. Функционально обусловленные формы капители скоро научили скульпторов подчеркивать работу опоры. Уже в XI в. возникают романские капители, изображающие людей, которые, встав на колени, как бы поддерживают груз головой; этот мотив встречается на старинных капителях Оверни. Структура коринфской капители особенно легко позволяет слить повествование и орнамент, поэтому она стала излюбленным типом капители в южной Франции, тем более, что именно этот вид чаще всего встречался среди построек и развалин,унаследованных от галло-римского мира.
    В церкви Сент Фуа встречаются капители как с растительным орнаментом, так и с фигурными изображениями.
    Одно из самых выдающихся созданий романской скульптуры — тимпан западного портала церкви Сент Фуа. Он изображает "страшный суд". В центре композиции — Христос, у него суровые черты судьи. Он поднял правую руку, указывающую на рай, в то время как левая направлена в сторону ада. Развернутые свитки в руках ангелов предсказывают различную судьбу праведника и грешника. Под ногами Христа — мертвецы, восстающие из могил. Под аркадой своей церкви Фуа простерлась ниц перед гигантской рукой божества, молясь за кающихся. В середине этого яруса — архангел Михаил, взвешивающий чью-то душу на глазах нетерпеливо ожидающего демона, еще дальше — осужденный грешник ввергается в зубастую пасть чудовища, олицетворяющего ад. Направо от Христа — рай, группа святых и надпись: "целомудренные, мирные, ласковые друзья благочестия живут так, в радости и покое, не ведая боязни". За богоматерью и апостолом Петром — аббаты монастыря Сент Фуа и его благодетели. На следующем изображении — праведники, толпящиеся у дверей рая и гримасничающий от досады дьявол. Налево от Христа — в противоположность спокойной симметрии сцен рая — беспокойная динамика ада. Толпы грешников (увы, их много больше, чем праведников справа!) смешались в отвратительные кучи сплетенных и истерзанных тел. Кругом торжествующие черти. Надпись: "Так низвергаются в ад живущие не по правилам", а под всей композицией — предупреждение: "О, грешники! Если вы не измените своих нравов — помните о суровом суде, который вас ожидает!". Позолоченный и раскрашенный, этот тимпан производил, вероятно, потрясающее впечатление на паломников, когда, усталые от долгого и трудного пути, они достигали портала суровой церкви, чтобы просить у девочки-мученицы прощения и заступничества. Ничто не могло лучше подготовить паломника к покаянию, чем эта огромная книжная иллюстрация, выполненная в камне.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню