Приходские церкви. В Иффи, Кэсторе, Озльворте, Мельбурне. Церкви с центрическим планом - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Приходские церкви. В Иффи, Кэсторе, Озльворте, Мельбурне. Церкви с центрическим планом

Романская архитектура Западной Европы > Архитектура Англии
    Со временем влияние нормандского строительства стало сказываться на сельских и приходских церквах. С XI в. более крупные из них уже напоминают нормандские. Однако предпочтение, оказывавшееся прямоугольным формам апсид, и здесь свидетельствует о стойкости англосаксонской традиции. Впрочем, на юго-востоке Англии, где влияние нормандской школы было сильнее, встречаются и полукруглые в плане апсиды.
Приходские церкви XI—XII вв. в Иффи
Приходские церкви XI—XII вв. в Иффи
    Обычно длина нефа небольшой приходской церкви XI—XII вв. вдвое превышает его ширину. В простейших случаях единственный объем заканчивается либо прямоугольником, либо полукружием апсиды, причем между хором и нефом нет разделяющей их арки. Огромное большинство приходских церквей этого времени состоит из нефа и примыкающего к нему более узкого хора, заканчивающегося чаще всего плоско (церковь в Кемплее). Хорошие примеры полукруглых в плане апсид сохранились в Бенгео и Грейт-Арнауэлле. Иногда церковь состоит из трех объемов: нефа, хора и пресбитерия с апсидой. В этом случае хор иногда занимает подбашенное пространство, но чаще и этот тип церкви не имеет колокольни. Если апсида полукруглая в плане, то восточная часть церкви перекрыта конхой, если прямоугольная — крестовыми сводами. Внутреннее пространство нефа перекрывалось деревом. Вход располагался у западного конца с северной или с южной стороны. Примеры полукруглых апсид: Копфорд, Ньюхевен, Ист-Хари и др., прямоугольных — Сент Денис, Стюклей и др. Все эти церкви очень плохо освещены.
    Есть случаи, когда добавлена еще и осевая башня с западной стороны (церкви в Беркине и в Хейлсе). В Питерсчерч над западным отсеком хора высится башня.
Приходские церкви XI—XII вв. в Кэсторе
Приходские церкви XI—XII вв. в Кэсторе
Приходские церкви XI—XII вв. в Мельбурне
Приходские церкви XI—XII вв. в Мельбурне
    Трехнефные приходские церкви встречаются лишь в городах. Пример — церковь в Мельбурне, где западный фасад фланкирован дополнительными башнями, а центральная башня венчает средокрестие. Как по объемной композиции, так и в интерьере эта постройка повторяет в меньших масштабах большие романские соборы Англии. Сравнительно хорошо сохранились церкви XII в. сельского типа в Иффи и в Кэсторе (хор перестроен в готическую эпоху).
Планы приходских и центрических церквей
Планы приходских и центрических церквей
1 — Озльворт (приходская церковь); 2 — Лэдлоу (замковая капелла); 3 — Нортхэмптон (церковь Сент Сепюлькр); 4 — Копфорд (приходская церковь); 5 — Кемпли (приходская церковь); 6 — Мельбурн (приходская церковь); 7 — Хейлс (приходская церковь)
    Центрические композиции не пользовались популярностью в Англии XI—XII вв. Редкие примеры возникли после первых крестовых походов как воспоминание об иерусалимской церкви Гроба господня: церкви Гроба в Кембридже, Темпль в Лондоне, в Нортхэмптоне, Литтл в Мапльстед, капелла в Лэдлоу. В более крупных из этих ротонд внутренняя аркада несет ярус трифориев, увенчанный ярусом верхних окон (Лондон, Кембридж, Нортхэмптон). В меньшей ротонде (замковая капелла в Лэдлоу) внутренней аркады нет и постройка имеет башенную форму.
    В графстве Глостершир сохранились две необычные церкви, напоминающие восточные. Обе относятся к началу XII в. и имеют центрально расположенные шестигранные башни. В церкви в Озльворте одна из сторон башни много длиннее остальных; в ней прорезана арка, открывающаяся в хор. Подбашенное пространство, таким образом, играет роль нефа. Другая церковь этого типа находится в Суиндоне. Эти две постройки не имеют параллелей не только в Англии, но и на континенте.
    Усобицы, вспыхнувшие в конце первой половины XII в., почти на двадцать лет парализовали всякое строительство, и конструктивные достижения строителей дэрхемского собора оказались развитыми скорее во Франции, чем в Англии. Тем не менее богатая исканиями вторая половина XII в. была и для Англии чрезвычайно плодотворной при всем консерватизме господствовавших здесь строительных традиций. Осваивая в свете этих традиций континентальные готические формы, английские строители закладывали основы собственной школы готической архитектуры.
Приходские церкви XI—XII вв. в Озльворте
Приходские церкви XI—XII вв. в Озльворте
    Смешение романских и готических форм в английской архитектуре второй половины XII в. было названо ранними авторами "переходным" стилем. На самом деле основные конструкции оставались романскими, и только отдельные готические элементы (наряду с полуциркульными арками — стрельчатые, облегченные опоры и консоли, растительный орнамент) оказывались вкрапленными в романские массы.
    На изменение профиля опор и на быстрое обогащение убранства большое влияние оказал новый материал — известняк мягкой текстуры, добывавшийся в Дорсете. Под названием "пербекского мрамора" этот легко поддающийся скульптурной обработке камень стали широко использовать для стволов колонок, которыми начали окружать каменное ядро опор, что создавало иллюзию легкости. Вскоре (после 1170 г.) возникло даже промышленное производство стволов из пербекского мрамора.
Соннинг. Аббатство Рэдинг, XI—XII вв.
Соннинг. Аббатство Рэдинг, XI—XII вв.
1 — «Поклонение волхвов» (рельеф на камне); 2 — капители; 3 — примеры англо-норманского орнамента;
    Именно в это время при обработке каменных деталей стали широко применять резец, сменивший топор, что в решающей степени сказалось и на убранстве.
    Без стрельчатой арки новые конструкции были бы невозможны. Значительную роль в распространении его сыграли цистерцианцы, которые ко второй половине XII в. занесли в Англию наряду с промышленным овцеводством и бургундскую архитектуру.
Соннинг. Аббатство Рэдинг, XI—XII вв.
Соннинг. Аббатство Рэдинг, XI—XII вв.
4 — Стейпель- хэрст. Приходская церковь, XII в. Дверь; 5 — Бэрфрестон (Кент). Приходская церковь. Южный портал, XII в.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню