Баньос, Церковь Сан Хуан Баутиста. Мельк, Церковь Санта Мариа. Овьедо, "Сантульяно" - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Баньос, Церковь Сан Хуан Баутиста. Мельк, Церковь Санта Мариа. Овьедо, "Сантульяно"

Архитектура Западной Европы. Средние века > Раннее средневековье > Пиренейский полуостров и Ломбардия
    Пиренейский полуостров, казавшийся благодаря своему географическому положению самой неприступной из римских провинций, был, однако, уже в самом начале V в. завоеван племенами свевов, вандалов и аланов, которых полвека спустя сменили вестготы. Основанное ими государство оказалось единственным германским королевством, не поглощенным империей франков.
    Полуостров, изолированный от остальной Европы трудно проходимым горным хребтом, всегда тяготел к Востоку и Северной Африке. Морские пути связывали его с югом Италии, с бывшими римскими провинциями Азии и Африки. Во II в. его юго-восточное побережье оказалось завоеванным Византией. В стране, богатой скорее камнем, чем лесами, давние традиции римского строительного искусства держались стойко, что и обеспечивало архитектуре государства вестготов известную преемственность в развитии позднеримских форм и конструкций. Долгое господство в богослужении восточного обряда сказалось и на пространственных особенностях храмостроения при вестготах, сближая его с храмостроением Востока.
    Однако развитие архитектуры вестготов оказалось внезапно прерванным арабским завоеванием (711 г.), которое повлекло за собой "арабизацию" всей материальной и духовной культуры страны. Мало что сохранилось от кратковременной архитектуры вестготов, тем более, что основное строительство производилось в городах Юга, где большинство вестготских церквей было разрушено или перестроено.
Баньос. Церковь Сан Хуан Баутиста, 661 г.
Баньос. Церковь Сан Хуан Баутиста, 661 г.
    В частично дошедшей до нас точно датированной трехнефной базилике Сан Хуан в Баньосе (661 г.) первоначально было три прямоугольных апсиды, открывавшихся непосредственно в трансепт. О традициях свидетельствует наличие в прошлом мраморной облицовки интерьера, а также характер резьбы капителей. С другой стороны, необычным является подковообразное очертание арок, отличающее их от римских.
    Близость Африки сказалась на композиции трехнефной базилики Сан Педро де Алькантара (Малага, вторая половина VI в.), где в западном конце имеется контрапсида, а к боковым фасадам, также по африканской традиции, примыкают предваряющие вход портики.
    Несомненны восточные, вернее позднеримские корни небольшой церкви Сан Фруктуозо де Монтелиос (Португалия, 655—665 гг.). Плану в форме равноконечного (греческого) креста соответствует в интерьере план с очертаниями трилистника. Скудно освещаемое бифориями (окнами, разделенными надвое колонкой), центральное пространство перекрыто небольшим куполом на парусах, который покоится на четырех арках, упирающихся в массивные стены.
    Церковь Кинтанилья де ла Виньос, строительство которой было прервано вторжением арабов, сплошь перекрыта сводами. Восточный (позднеэллинистический) характер носит здесь богатое убранство на наружных стенах; непосредственно в квадрах кладки вырезан позднеэллинистический растительный орнамент с птицами, обегающий весь периметр здания.
    Подлинный первоисточник подковообразного очертания арок и апсид так и остался невыясненным. Но благодаря тому, что в архитектуре мавританской Испании стали широко применяться унаследованные от вестготов подковообразные очертания, такие контуры приобрели со временем "восточный" колорит. Так, интерьер построенной в середине X в. церкви Санта Мариа де Мельк (в районе Толедо), благодаря сочетанию плана в форме греческого креста с подковообразными арками представляется одновременно и "восточным", и "вестготским". Стойкость этой вестготской традиции настолько велика, что такие сомнительные по датировкам, но поздние постройки, как Санта Комба около Оренсе и Сан Педро де ла Наве около Саморы (обе VII или IX в.), нередко по чисто внешним признакам относят ко времени вестготов.
Мельк. Церковь Санта Мариа, середина X в.
Мельк. Церковь Санта Мариа, середина X в.
    Страна свевов, расположенная в северо-западном углу полуострова, в 620 г. была покорена вестготами. Арабы здесь никогда не появлялись, и образовавшееся государство Галисии и Астурии стало ядром будущей христианской Испании. Сюда начали стекаться беглецы из районов, захваченных арабами: земледельцы, купцы, клирики, военные. В беспрерывных пограничных стычках и боях с завоевателями новое вестготско-свевское государство медленно, но неуклонно расширялось к югу. Так борьба за независимость страны, позже названная реконкистой, началась с самого завоевания полуострова арабами. Она длилась семь столетий, и церковь неизменно оказывала ей свое покровительство, как фактически первому крестовому походу против "неверных".
Овьедо. "Сантульяно", около 830 г.
Овьедо. "Сантульяно", около 830 г.
Овьедо. "Сантульяно", около 830 г.
Овьедо. "Сантульяно", около 830 г.
Овьедо. "Сантульяно", около 830 г.
Овьедо. "Сантульяно", около 830 г.
    С начала IX в. столицей северного королевства сделался Овьедо, вокруг которого сконцентрирована группа церквей IX в. В окрестностях города сохранилась приписываемая мастеру Тиоде дворцовая церковь Сан Хуан де лос Прадос, или "Сантульяно" (около 830 г.). Ядром всей композиции служит широкий и парадный трансепт, северным плечом примыкавший к утраченному ныне дворцу. В свое время внутренние стены этого трансепта были украшены пышной росписью. Его южное плечо, видимо, завершалось портиком. Хор и капеллы перекрыты цилиндрическими сводами, трехнефное пространство к западу от трансепта, значительно уступающее ему по высоте, снабжено, как и трансепт, стропильным перекрытием. В отличие от "восточного" колорита церквей, описанных выше, такое сочетание прямоугольных объемов различной высоты напоминает приемы деревянного зодчества.
    Девятый век был временем расцвета Овьедо. Судя по литературным источникам, астурийские короли украшали свои постройки мрамором, позолотой, богатой росписью. Живопись фресок Сантульяно носит символический характер (38 мотивов) и напоминает так называемый "помпеянский" стиль.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню