Бежа, Донжон. Монастырь Алькобаса, церковь - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Бежа, Донжон. Монастырь Алькобаса, церковь

Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Пиренейского полуострова
    В 1249 г., почти на 250 лет раньше чем в Испании, реконкиста в Португалии была успешно завершена. Наступал новый период ее истории — период относительно мирного развития страны, усиления экономических и культурных связей с Францией, Англией и Фландрией, развития мореплавания и морской торговли, подъема культуры и науки. В 1288 г. в Лиссабоне был открыт первый в Португалии университет.
    После завершения реконкисты Португалия развивалась как единое государство. Необходимость бороться против двух сильных врагов — испанцев и мавров — рано сплотила народ маленькой страны. Кроме того, ни один из центров Португалии не сохранил значительных следов арабской культуры. Все это объясняет цельность и единство португальской готики. Она не знала ни местных школ, ни противопоставления «западной» строительной культуры «восточной», составляющих характерные особенности готической архитектуры Испании.
    Не было в Португалии и явления, аналогичного испанскому мудехару — христианской архитектуре, создававшейся по арабским образцам. Сопоставление мориско (португальской архитектуры, отмеченной арабскими влияниями) с испанским мудехаром в значительной степени является натяжкой. Единственной областью португальской архитектуры, где дает о себе знать длительное владычество арабов, была рядовая жилая застройка. В остальном восточные влияния ограничиваются единичными мотивами (как, например, окна в форме подковообразной арки в донжоне Бежа) или, несмотря на восточное происхождение, предстают в значительной мере европеизированными (плоские крыши церквей и гражданских построек, рисунок нервюрного свода в форме восьмиугольной звезды в донжонах Эстремоц и Бежа). Единственным исключением, подтверждающим общее правило, является замок Синтра.
Бежа. Донжон, XV в.
Бежа. Донжон, XV в.
    Почти все постройки Португалии (за исключением глинобитных жилищ ряда южных районов) возведены из камня — гранита или песчаника. Камень — основной строительный материал этой страны. Искусство его обработки было традиционным и настолько высоким, что во многом определило выразительность и красоту сооружений страны как романской, так и готической эпохи. Здесь совсем не строятся кирпичные здания, получившие под влиянием традиции арабов широкое распространение в соседней Испании.
    Характерная особенность португальской готики состоит в том, что это была архитектура монастырская по преимуществу. В Португалии происходит как бы смещение эпох. В романскую эпоху, отмеченную на всем европейском континенте преобладанием монастырской архитектуры, здесь воздвигнуты самые значительные в стране соборы. Напротив, во времена готики, развивавшейся в Европе под знаком строительства городских соборов, в Португалии сооружались монастыри, явившиеся событием и в общеевропейском масштабе.
    Отвоевание земель у арабов сопровождалось утверждением на них христианства, созданием епископий и строительством соборов, каждый из которых был не только местом молений, но и памятником реконкисты. К моменту ее завершения строительство основных соборов также было завершено.
    Португалия того времени представляла собой страну с малочисленным населением и слабо развитыми городами. Духовенство, находившееся, напротив, в зените своего экономического могущества, пользовалось и огромным моральным авторитетом. После окончания реконкисты наблюдалось некоторое оживление ремесленного производства, но объективных условий для превращения городов в подлинные центры экономической жизни в стране не было. С победой над арабами огромная масса рыцарей-дворян оказалась не у дел. Покровительствуя развитию торговли, мореплавания и судостроения (Португалия была расположена на стыке важнейших тогда морских путей), короли пытались обеспечить достойное существование дворянству, охотно менявшему рыцарские доспехи на командные места во флоте. К концу XIV в. обнаружилась недостаточность этих мер. Тогда королевская власть выступила инициатором широкой колониальной экспансии, которая предопределила сначала блистательный, но недолгий расцвет Португалии, а затем хронический застой в экономике страны.
    Эта совокупность причин и определяет такое необычное для европейской готики явление, как преобладание монастырского строительства. Она же объясняет определенную косность португальского зодчества и ясно ощущаемые в нем пережитки романской архитектуры. Живучесть ее традиций обусловливалась еще и популярностью идей реконкисты, во время подъема которой развивалась португальская романика и с которой в значительной степени ассоциировались ее формы, а также безусловным соответствием ряда ее особенностей (небольшие окна и плоские крыши) климату страны.
Монастырь Алькобаса. Церковь, 1178—1223 гг.
Монастырь Алькобаса. Церковь, 1178—1223 гг.
Монастырь Алькобаса. Церковь, 1178—1223 гг.
Монастырь Алькобаса. Церковь, 1178—1223 гг.
Монастырь Алькобаса. Церковь, 1178—1223 гг.
Монастырь Алькобаса. Церковь, 1178—1223 гг.
    Раннеготическая архитектура представлена одним из самых выдающихся памятников Португалии — цистерцианским монастырем Алькобаса. План монастырской церкви (1178—1223 гг.) напоминает бургундские постройки; трехнефный очень вытянутый объем (13 травей) с венцом из 7 капелл и трансептом. Нефы перекрыты крестовыми сводами на нервюрах, усиленными двойными подпружными арками. Эта конструкция, архаичная по сравнению с ее прототипами, была, однако, необычно «готичной» для Португалии.
    Объемно-пространственная композиция церкви Алькобасы оригинальнее, чем может представиться по плану. Нефы и трансепт создают зальную церковь необычного типа. Впечатление вертикализма и динамичности ее интерьера создается не путем применения смелых конструкций, но повторностью близко поставленных столбов и контрастностью основных измерений. При длине в 106 м и высоте в 20 м ширина главного нефа составляет 9, а каждого из боковых — 5 м. Если же исключить из этой цифры сечение столбов, поставленных с интервалом в 2,5 м, то фактическая ширина боковых нефов составит всего 3 м. Кажется, будто все внутренние силы интерьера, стиснутые массивными столбами, нашли выход в стремительном движении вверх. В более широком среднем нефе подпружные арки опираются на колонны на консолях. Этот прием, обычный в церквах цистерцианцев, обогащает ритм вертикалей интерьера, подчеркивая в его формах устремленность не только вверх, но и к алтарю. Огромная длина нефов и поистине титаническая мощь столбов производят тем больший эффект, что ничто не мешает взгляду охватить их целиком, во всю 106-метровую длину. Отсутствие декора и белизна великолепно отесанного камня создают атмосферу строгости и чистоты, внося особую одухотворенность в динамические формы интерьера.
    Фасады церкви перестроены в XVII в. Но сохранившиеся от первоначальной постройки детали показывают, что ее облик сродни романским соборам: увенчанная крепостными зубцами кровля, узкие, как щели бойниц, окна, массивные гладкие стены.
    Таким образом, церковь Алькобасы, несмотря на некоторую зависимость от французских образцов, в достаточной мере своеобразна. Монастырские помещения (трапезная, дормиторий) значительно более тесно связаны со своими французскими прототипами).
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню