Реймс. Собор - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Реймс. Собор

Готическая архитектура Западной Европы > Архитектура Франции
    Наиболее ярким памятником зрелого периода французской готики является собор в Реймсе, «благороднейший из всех соборов Франции», как о нем сказано в одном из документов Карла VIII, традиционное (с 1179 г.) место коронации французских королей. Реймс в средние века был небольшим, но богатым торгово-промышленным центром Шампани. Его основание восходит к временам римской античности, и в средние века город еще обладал рядом римских построек. В XII в. существовал амфитеатр, камень которого, однако, стали употреблять как материал для новых построек. До нашего времени сохранилась триумфальная арка, скульптурные украшения которой, по-видимому, оказали определенное влияние на мастеров Реймского собора.
Реймс. Собор, XIII в. Вид с запада
Реймс. Собор, XIII в. Вид с запада
    Готический собор был заложен в 1211 г. на месте романского сгоревшего годом ранее. Строительство было начато с восточной части и в основном закончено к концу XIII в. Строители, в отличие от зодчих Шартрского собора, совершенно не считались с остатками романской постройки. Таким образом, новый собор представляет собой целостное, построенное по единому плану здание. Надписи разрушенного в 1779 г. «лабиринта» пола, выложенного около 1290 г., сохранили имена зодчих и дают довольно определенные сведения о ходе строительства.
    План собора принадлежит Жану из Орбэ, который начал строительство и возвел большую часть хора и трансепта (1231 г.), законченных к 1241 г. Жаном де Лу-Гоше из Реймса, затем Бернар из Суассона работали в 1247—1290 гг. над нефом (последний из них является строителем большой розы западного фасада, к этому времени возведенного до уровня «королевской» галереи). Окончание фасада зодчим Робером де Куси относится к 1311 г., а верхний ярус башен был построен лишь после 1427 г., но и тогда они остались без завершения: столетняя война (1337—1453 гг.) сильно задержала строительство собора. В 1481 г. большой пожар повредил восточные части собора; он был реставрирован в начале XVI в. Реймский собор сильно пострадал и во время первой мировой войны. Реставрационные работы были начаты в 20-х годах нашего века под руководством арх. Анри Дене и закончены лишь в 1938 г.
Реймс. Собор
Реймс. Собор
Реймс. Собор
Реймс. Собор
    План Реймского собора близок к плану собора в Шартре, но более гармоничен. Западная трехнефная часть ведет к трехнефному же трансепту, который свободно вливается в широкий хор, завершенный венцом из пяти капелл.
Реймс. Собор. Средний неф
Реймс. Собор. Средний неф
    Структура интерьера — та же, что и в соборе Шартра: трехъярусное членение по вертикали, отсутствие галерей. Между продольной аркадой среднего нефа и верхними окнами на большой высоте расположены трифории в виде узкой галерейки, состоящей из четырехпролетной аркады на тонких колоннах в каждой травее. Своды, стрельчатого очертания, с повышенной стрелой подъема, опираются в среднем нефе на круглые столбы с четырьмя приставными колоннами. Капители, не имеющие ни сильно выступающих абак, в которые упираются верхние устои сводов, ни того противопоставления столбу и арке, которое еще наблюдается в Парижском соборе, лишь отмечают переход от ствола к арке, от нижней части столба к более профилированной верхней зоне. Капитель широкой лентой охватывает все члены усложненных приставными колоннами столбов среднего нефа, подчеркивая этим единство их составных частей. Но мастера собора одновременно оттеняли и различие между этими частями, вводя дополнительные членения в капители приставных колонн, чтобы, с одной стороны, согласовать их высоту с высотой капители основного столба, а с другой — не делать слишком высоких, непропорциональных капителей для более тонких, чем основные столбы, служебных колонн. В некоторых случаях капители столба и приставных колонн обработаны сплошной декоративной полосой.
    Декор капителей состоит почти исключительно из растительных мотивов, причем преобладают мотивы листьев местных растений — клена, земляники, винограда. Они трактованы более плоскостно и в то же время менее стилизованы, чем в зданиях ранней готики. Это же относится и к растительным мотивам богатого орнамента консолей, панелей и пр.
Реймс. Собор. Капитель устоев среднего нефа
Реймс. Собор. Капитель устоев среднего нефа
    Мастерство резчиков реймской школы стояло на очень высоком уровне. Профилировка нервюр проста и изящна: четыре валика, соединенные выкружками по сторонам нижнего основного ребра.
    Подбашенная часть интерьера не противопоставлена пространству нефа как некий пережиток нартекса: высота подбашенных травей одинакова с высотой травей в нефах. Малая и большая розы фасада свободно просвечивают в неф. Трифории получают продолжение над средним порталом в виде открытых проемов. Внутренняя стена портальной части расчленена небольшими нишами, в которых были размещены скульптурные фигуры.
    Таким образом, композиция интерьера и по вертикали слагается из трех основных элементов. В первом ярусе — продольная аркада, через которую проникает в средний неф свет из больших окон бокового нефа. В восточной части им соответствуют окна капелл. Над этой умеренно светлой полосой тянется вокруг всего внутреннего пространства узкая и темная полоса трифориев, высота которых служит модулем для высоты колонн с базой и капителью (два) и аркады (три). Наконец, в верхней зоне расположена полоса верхних окон, сверкающих разноцветными стеклами витражей. Эта зона на западной стороне завершена большой розой, а на восточной — сплошными окнами верхнего яруса хора.
   От всех предшествующих соборов Рейм- ский собор отличается большей стройностью пропорций, легкостью масс и богатством декоративных элементов, при полном сохранении ясности композиционной структуры. Равномерный и все же не однообразный ритм чередования больших проемов с тектонически ясными и пластически обогащенными элементами системы устоев, вместе с изобилием скульптурных украшений (около 1000), делает это сооружение поистине «застывшей музыкой». Здание прочно стоит на земле; нарастание его масс и объемов реально и логично. Ничего «иррационального», никакого мистицизма в устремленности композиции вверх, ничего того, что склонными к мистицизму историками искусств в преувеличенных дозах приписывается готике, здесь нет. Каждая деталь, создающая вертикальную направленность композиции, не теряет связи со своим основанием и не растворяется в «бесконечности» окружающего пространства. Этот важный момент можно проследить как в строгом ритме фиалов контрфорсов, так и в нарастающем к центру ритме вимпергов западного фасада или «галереи королей» и в композиционном строе башен.
    Боковые фасады делятся по вертикали на три зоны. Нижняя зона цокольной части с основанием выступающих вперед контрфорсов образует хотя и расчлененное, но мощное основание здания. Во второй зоне — контрастное сочетание тяжелых вертикальных объемов контрфорсов и легких вертикальных оконных проемов. Наконец, третья зона образуется из верхней части контрфорсов с примыкающими к ним однопролетными аркбутанами и из ряда верхних окон среднего нефа. Здесь контрастирующий строй композиции второй зоны искусно смягчается тем, что, во-первых, самые контрфорсы имеют меньший вынос и сделаны тоньше, во-вторых, лицевая их часть превращена в легкие двухколонные портики, завершенные остроконечными фиалами, по углам которых расставлены четыре пирамидки меньшего размера. В портиках размещены статуи, карнизы портиков украшены скульптурами зверей, птиц, людей в полуфантастической и шаржированной трактовке. По ребрам фиалов «ползут» краббы. Получается легкое, но логически ясное завершение, одновременно демонстрирующее всю структуру каркасной системы здания.
Реймс. Собор. Обход
Реймс. Собор. Обход
Реймс. Собор. деталь среднего портала западного фасада, начало XIII в.
Реймс. Собор. деталь среднего портала западного фасада, начало XIII в.
Реймс. Собор. портал Сикста (северный трансепт), начало XIII в.
Реймс. Собор. портал Сикста (северный трансепт), начало XIII в.
    Северный фасад в зоне трансепта имеет портал в два пролета, с двумя дверями, разделенными статуей папы Сикста. Этот портал скромнее западных порталов. Его пришлось построить в связи с задержкой строительства после окончания хоровой части, которая стала функционировать еще до завершения здания и, естественно, нуждалась во входе. Южный трансепт портала не имеет.
Реймс. Собор. Тимпан портала Страшного суда
Реймс. Собор. Тимпан портала Страшного суда
Реймс. Собор. Скульптуры среднего портала западного фасада (Мария и Елизавета из группы «Посещение»)
Реймс. Собор. Скульптуры среднего портала западного фасада (Мария и Елизавета из группы «Посещение»)
    Западный фасад собора в Реймсе по богатству и качеству скульптуры превосходит фасады Парижского и Амьенского соборов. Здесь также сделан решительный шаг к преодолению тяжеловесной массивности оснований башен, к преобладанию вертикальных элементов. Стена присутствует только местами — в цоколе, в зоне, которая отвечает трифориям интерьера, и между окнами и венчающим карнизом. Во всех остальных частях она уничтожена большими проемами. Контрфорсы оставлены обнаженными только в цокольной части. Но и цоколь по бокам порталов украшен легким орнаментом, имитирующим драпировку, что значительно его облегчает. В зоне трифориев контрфорсы декорированы арочным мотивом, а во втором ярусе и в зоне галереи — колонными портиками. Вертикальные элементы не только преобладают численно, но и скомпонованы так, что врезаются в горизонтальные членения. Вимперги над порталами зрительно разрывают горизонтальную линию междуэтажного карниза, а фиалы контрфорсов — линию венчающего карниза. Квадратные в плане башни, сплошь прорезанные проемами, по углам фланкированы высокими арочными портиками, которые вместе с оконными проемами придают им легкость, не разрушая, однако, их компактности.
   Отношение между шириной и высотой фасада (до венчающего карниза) приближается к 1: , как и в Парижском соборе (42:44 в Реймсе, 40,5:42 в Париже), но реймский фасад кажется более вытянутым благодаря постепенному сужению его кверху.
    Если в фасаде Парижского собора ярусы, ясно отделенные друг от друга, поставлены четко один над другим, то здесь они во множестве точек связаны между собой и переходят один в другой. Вертикальная направленность объемов выражена уже в первом ярусе.
Реймс. Собор. Окно-роза западного фасада, 2-я половина XIII в.
Реймс. Собор. Окно-роза западного фасада, 2-я половина XIII в.
    Важное композиционное значение в реймском фасаде имеют проемы: глубокие порталы (глубина портала равна почти 6 м), две розы, высокие окна. Все они построены в одном модуле. Основой измерения послужил диаметр внутреннего круга малой розы в тимпане. Он равняется радиусу внешней окружности построенной позднее большой розы (диаметром 11,5 м) и определяет высоту всех трех дверей, ширину дверей среднего портала, ширину общего проема парных окон второго яруса (высота их до розы равна двум диаметрам). Ширина окон башен равняется половине диаметра, а высота их до капители колонок — двум диаметрам. Такое применение единой измерительной единицы в размерах важнейших элементов композиции в большой мере способствовало установлению гармонической связи между ними. Мастера Реймского собора прекрасно воспользовались этим простым, но эффективным приемом.
    Три портала западного фасада сближены и объединены. Впервые для лучшего освещения нефов тимпаны порталов оставлены ажурными, и традиционное место рельефа с изображением «Страшного суда» в среднем портале занимает малая роза. Разнообразная по сюжетам скульптура фасада, сплошь покрывающая его поверхность, в двух основных темах выражает идею прославления католического королевства Франции.
    В смысле стилистическом и в отношении мастерства скульптура стоит на очень высоком уровне. Зарождавшийся реализм придал непринужденность положению фигур, пропорции которых отходят от чрезмерной вытянутости, раннеготических и романских статуй (например, Шартра). Трактовка одежды становится более свободной, линии драпировки мягко следуют очертанию тела фигур. Лица получают индивидуальную и психологическую характеристику. В некоторых скульптурах чувствуется влияние сохранившихся в самом Реймсе античных памятников. Таковы гармонически ясные и вместе с тем реалистические фигуры Марии и Елизаветы в сцене «посещения» главного портала, голова Марии в сцене «представления» там же, голова короля Людовика Святого в нише контрфорса северного трансепта, фигуры Авраама и Мелхиседека в нишах внутренней стороны западной стены и др. Все скульптуры собора созданы в XIII в. мастерами реймской школы ваятелей.
    Из витражей XIII в., заполнявших все окна собора, сохранились лишь немногие. Большая часть их была уничтожена во время первой мировой войны.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню