Церкви Домская, св. Якова, св. Петра, св. Иоанна Рига; св. Якова Цесис; св. Симеона Валмиера - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Церкви Домская, св. Якова, св. Петра, св. Иоанна Рига; св. Якова Цесис; св. Симеона Валмиера

Романская и готическая архитектура Восточной и Северной Европы > Архитектура Прибалтийских стран > Латвия
Рига. Домская церковь, начата в 1211 г., добавления и перестройки XIV, XV, XVI, XVIII вв.
Рига. Домская церковь, начата в 1211 г., добавления и перестройки XIV, XV, XVI, XVIII вв.
Рига. Домская церковь, начата в 1211 г.
Рига. Домская церковь, начата в 1211 г.
    В 1211 г. был заложен собор Девы Марии. Хор и трансепт начали строить из известняка. После пожара 1215 г., чтобы ускорить работы, было решено достроить собор из кирпича. Пролет сводов был несколько сокращен, в силу чего клуатр получил в западной части не прямое, а ломаное очертание. Наиболее ранний хор и трансепт отличаются тщательностью выполнения. Церковь была трехнефным зальным сооружением ( причем все нефы имели различную ширину. В XIV в. с западной стороны была пристроена паперть, разбитая на три отсека; ее толстые стены (около 2,8 м) должны были служить основаниями для двух башен. Впоследствии над средней частью паперти была возведена башня. В XV в. полутемная зальная церковь была превращена в хорошо освещенную базилику, боковые нефы расширены и перекрыты звездчатыми сводами, надстроена башня. При этом она со всех четырех сторон завершена фронтонами и увенчана высоким восьмигранным шпилем. Современный вид завершение башни получило в 1776 г.
    К южной стене церкви примыкает клуатр. Нервюры его крестовых сводов опираются на богато декорированные консоли. Ко двору обход открывается аркадами. Помещения монастыря находились в южном и восточном флигелях. Сохранился двухнефный зал капитула, перекрытый крестовыми сводами.
Рига. Церковь св. Якова, до 1226 г., восстановлена после пожара 1482 г.
Рига. Церковь св. Якова, до 1226 г., восстановлена после пожара 1482 г.
    Для ливов и латышей за городскими стенами была построена кирпичная церковь св. Якова (первое упоминание — 1226 г.). К концу века границы города раздвинулись, и церковь оказалась в городе. Она строилась в несколько приемов; наиболее ранним является хор, отличающийся упрощенными романскими формами. Романские формы сохранили также нижняя часть помещения для молящихся и башня. Последняя по ширине равна среднему нефу, и по сторонам ее образуются капеллы, являющиеся продолжением боковых нефов. В начале XV в. к хору была пристроена капелла св. Бригитты. В 1482 г. церковь пострадала от пожара и была восстановлена в формах готики. Нефы были перекрыты вспарушенными крестовыми сводами. Фасады башни получили обработку в виде оштукатуренных стрельчатых ниш и арочных фризов, отделивших готическую надстройку от романского основания. Завершение башни относится к XVIII в.
    К переходному периоду относятся также церкви в Цесисе и Валмиере. Церковь св. Иоанна в Цесисе была сооружена в 1283—1287 гг. как трехнефная базилика (башня построена в 1853 г.). Хор сильно развит и заканчивается многогранной апсидой. Боковые нефы сообщаются со средними стрельчатыми арками, пяты которых совпадают с уровнем пола. Поэтому проемы сравнительно малы, и каждый неф воспринимается самостоятельно. Равновесие сводов обеспечивается громадными контрфорсами, придающими облику церкви первобытную мощность.
Цесис. Церковь св. Иоанна, 1283—1287 гг.
Цесис. Церковь св. Иоанна, 1283—1287 гг.
Валмиера. Церковь св. Симеона, 1283 г.
Валмиера. Церковь св. Симеона, 1283 г.
Валмиера. Церковь св. Симеона, 1283 г.
Валмиера. Церковь св. Симеона, 1283 г.
Валмиера. Церковь св. Симеона, 1283 г.
Валмиера. Церковь св. Симеона, 1283 г.
    Валмиерская церковь св. Симеона строилась одновременно с церковью в Цесисе (1283 г.), судя по аналогии планов, одними и теми же мастерами. В отличие от цесисской церкви нефы членятся невысокими восьмигранными столбами, а хор не подведен под одну крышу со средним нефом. С оштукатуренными стенами церкви контрастирует мощная неоштукатуренная поверхность башни, украшенная ромбическим орнаментом из глазурованных черных кирпичей. Завершение башни относится к XVIII в. Несмотря на то, что в обеих церквах применены стрельчатая арка и готические своды, массивные стены, тяжелые опоры и контрфорсы свидетельствуют еще о романских традициях.
    В течение второй половины XIII в. в сельских местностях Латвии был построен ряд церквей. Они были разрушены во время Северной войны (1700—1721 гг.) и восстановлены в XVIII в. Полностью сохранилась капелла в Лиелстраупе (1263 г.), входившая в состав замка.
    Рижская церковь св. Петра известна с 1209 г. В начале XV в. магистрат постановил расширить церковь. Работа была доверена мекленбургскому зодчему из Ростока Иоганну Румешоттелу. В церкви Петра уже издавна находились алтари ремесленных братств ливов и латышей, и неудивительно, что одним из мастеров кладки был латыш Клаве Черный. Румешоттел задумал построить трехнефную базилику с узким трансептом, хором и венцом из пяти капелл вокруг него. Подобную планировку имела не только церковь Марии в Ростоке, но и собор в Шверине. Однако зодчему не удалось осуществить свой замысел. Был закончен только хор.
Рига. Церковь св. Петра. Хор, начало XV в., арх. Иоганн Румешоттел; неф перестроен в конце XV в., достройка конца XVII в.
Рига. Церковь св. Петра. Хор, начало XV в., арх. Иоганн Румешоттел; неф перестроен в конце XV в., достройка конца XVII в.
Рига. Церковь св. Петра. Хор, начало XV в., арх. Иоганн Румешоттел; неф перестроен в конце XV в., достройка конца XVII в.
Рига. Церковь св. Петра. Хор, начало XV в., арх. Иоганн Румешоттел; неф перестроен в конце XV в., достройка конца XVII в.
    Служба продолжалась в старой, романской части церкви — квадратном зальном помещении, разделенном шестью столбами на три нефа. Церковь была перестроена в базилику только в конце XV в. Старая часть была модернизована в формах готики. Стены среднего нефа были подняты до высоты стен хора, т.е. до 30 м. Высота боковых нефов достигала 15,5 м. Таким образом, развитие внутреннего пространства ввысь нашло в церкви св. Петра весьма внушительное воплощение. Только к концу XVII в., после удлинения боковых нефов план церкви приобрел теперешние очертания. Первоначальная башня рухнула в 1666 г. и в 1688—1690 гг. рижанином Бинденшу была построена новая башня в формах голландского барокко. В 1721 г. башня была уничтожена ударом молнии. По приказу Петра I башню восстановили в прежнем виде. Башня и церковь были разрушены в 1941 г.
Рига. Церковь св. Иоанна, 1-я половина XIV в. — XVI в.
Рига. Церковь св. Иоанна, 1-я половина XIV в. — XVI в.
Рига. Церковь св. Иоанна, 1-я половина XIV в. — XVI в.
Рига. Церковь св. Иоанна, 1-я половина XIV в. — XVI в.
Рига. Церковь св. Иоанна, 1-я половина XIV в. — XVI в.
Рига. Церковь св. Иоанна, 1-я половина XIV в. — XVI в.
    Церковь св. Иоанна, первоначально деревянная, была построена как церковь доминиканского монастыря, основанного в 1234 г. Нижняя часть стен, возведенных из известняка, и портал (восстановлен в 1925 г.) относятся к первой половине XIV в., остальная часть здания закончена в XVI в. Узкая улица, примыкающая к церковному зданию, не позволила поместить контрфорсы снаружи, и они были введены внутрь помещения. Благодаря этому на каждой продольной стене образовалось по четыре капеллы, в которых были помещены алтари. Снаружи над гладкими кирпичными стенами поднимается богатый ступенчатый фронтон. Нетрудно усмотреть идентичность его с фронтонами церкви св. Катерины в Гдыне, выстроенными одновременно. Однонефное пространство церкви перекрыто богатейшими звездчатыми сводами. В конце XVI в. была построена трехнефная алтарная часть, своды которой опираются на тосканские колонны.
    Монументальная архитектура средневековой Латвии обладает рядом памятников, дающих ей право на почетное место среди сооружений Прибалтики. Здесь сформировалась одна из ветвей северного средневекового зодчества, для которого характерно своеобразное развитие конструктивных и художественных приемов. Ранний этап развития несколько уступает по архитектурным достоинствам готическому периоду, в течение которого были мастерски использованы возможности каменных конструкций. Для сдержанной, но выразительной архитектуры страны характерны выисканные пропорции силуэтов монументальных зданий, изящный и точный рисунок архитектурного оформления.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню