Культовые постройки. Церкви св. Креста, св. Георгия. Соборы св. Вита, св. Варвары - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Культовые постройки. Церкви св. Креста, св. Георгия. Соборы св. Вита, св. Варвары

Романская и готическая архитектура Восточной и Северной Европы > Архитектура Чехии и Словакии
    Наиболее древние церкви, незначительные остатки которых сохранились до наших дней, относятся уже ко второй половине IX в. Таковы храмы, фундаменты которых обнаружены при раскопках в 1948—1950 гг. возле бывшей столицы Великой Моравии, около города Угерске Градиште на р. Мораве. Сооруженные из тесаного камня, они близки византийским храмам типа Килиссе Джами. Один из них (№ 1, «на валах») состоит из прямоугольного (8,5X7,25 м) нефа и апсиды. Структура плана и некоторые найденные части позволяют предположить наличие над нефом купола. Второй — (№ 2, «на шпигальце») состоит из прямоугольного нефа, апсиды с востока и нартекса с запада. Общая длина 18 м, ширина 7 м. Возможно, что неф был увенчан куполом, опиравшимся на четыре столба, а остальные части имели своды.
    В Пражском Граде под полами Вацлавской капеллы собора св. Вита еще раньше были открыты фундаменты ротонды св. Вита (926—929 гг.). Тип ротондальных храмиков с апсидами имеет много общего с храмами южных славян. Первая из известных славянских христианских ротонд с апсидами находится в Задаре (Хорватия).
    В культовой архитектуре романской эпохи, с одной стороны, продолжались традиции ранних круглых храмов, с другой стороны, в это же время начали строиться базиликальные храмы.
Прага. Церковь св. Креста, около 1100 г.
Прага. Церковь св. Креста, около 1100 г.
    На рубеже XI и XII вв. и в начале XII в. в Праге было построено несколько храмов-ротонд, близких по типу к ротонде св. Вита. До нашего времени сохранились ротонда св. Мартина в Вышеграде, ротонда св. Креста в Старом городе и ротонда св. Лонгина-Стефана в быв. посаде Рыбничке. К ним примыкает церковь св. Яна «на Забрадли», состоящая из квадратного в плане объема, заключенного между четырех полуцилиндрических конх.
    Во второй половине XI в. в Пражском Граде на месте ротонды св. Вита была построена трехнефная базилика с двумя апсидами с востока и запада и криптами под ними. Тогда же в Вышеграде была построена небольшая трехнефная базилика св. Лаврентия, а в XII в. в Граде появилась также трехнефная романская базилика св. Георгия (в одноименном монастыре), сохранившая свой интерьер с деревянным покрытием среднего нефа, мощными столбами низа и трехчастными проемами эмпор.
Прага. Церковь св. Георгия, XII в.
Прага. Церковь св. Георгия, XII в.
    Романские монастырские и приходские храмы в Моравии и Словакии строились главным образом из тесаного песчаника. Широкое распространение получили сводчатые покрытия. О высоком уровне обработки камня свидетельствуют перспективные порталы храмов в Заборжи (конец XII в.) и в Тишнове (середина XIII в.).
    Среди монастырских построек выделяется Страговский монастырь (Прага, близ Градчан), основанный в 1142 г. и сильно перестроенный впоследствии. К монастырскому храму, имевшему три апсиды и деревянные покрытия, примыкали клуатр и бытовые постройки. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют о высоком уровне строительной техники (тщательная теска квадров и кладка арок, каменный водопровод).
    Первые элементы готики появились в чешской культовой архитектуре около середины XIII в. В упомянутом выше храме в Тишнове появляются стрельчатые арки, столбы становятся тонкими, как и стены, усиливаемые контрфорсами. Монастырский храм в Тршебиче с толстыми стенами, небольшими окнами и романскими арочными поясками имеет стрельчатые арки, сильно вытянутый по продольной оси алтарь и восьмичастные крестовые своды. Эти храмы относятся к середине XIII в., а во второй половине его появляются нервюрные своды с простой профилировкой нервюр, окна вытягиваются кверху, перекрываются стрельчатыми арками и делятся тонкими колонками на две или три части, интерьеры становятся просторнее и светлее (церкви монастыря Агнесы в Праге, монастыря Злата Коруна, в Вишни-Броде, Ческе-Будейовице и др.).
    Наиболее выдающимся культовым сооружением чешской готики является собор св. Вита (начат в 1344 г.), построенный в Пражском Граде на месте более раннего храма того же названия и задуманный как главный храм Чехии, прославляющий могущество государства.
    Под руководством и по проекту французского зодчего Матье из Арраса (умер в 1352 г.) были возведены стены нижнего яруса хора с восемью капеллами и девять пилонов обхода хора. Преемником Матье с 1353 г. стал Петер Парлерж (1330—1399 гг.), сын строителя церкви св. Креста в Швабском Гмюнде Генриха Парлера из Кёльна. Постройку с 1397 г. продолжали старшие сыновья Петера Парлержа Вацлав и Ян. Архитектурная школа Парлержа повлияла на дальнейшее развитие готики не только в Чехии и Словакии, но и в соседних странах. Строительство собора продолжалось до начала гуситских войн, было возобновлено во второй половине XIX в. и закончено на основе сохранившихся проектов Парлержа только в 1929 г.
Прага. Собор св. Вита, 1344—1420 гг., архитекторы Матье из Арраса, П., В. и Я. Парлержи
Прага. Собор св. Вита, 1344—1420 гг., архитекторы Матье из Арраса, П., В. и Я. Парлержи
    Петер Парлерж построил обход хора с ризницей и капеллами (в том числе и капеллу Вацлава), верхний ярус и своды хора (окончен в 1385 г.), заложил южный портал трансепта и южную башню (высотой 96,65 м), законченные сыновьями Петера.
    План хора был зафиксирован уже Матье Аррасским. Простой схеме плана соответствует ясность и простота общей структуры и архитектурных членений интерьера хора, построенного Парлержом. Большие оконные проемы и высокие боковые окна верхнего яруса над трифориями освещают интерьер, с раннего утра до полудня залитый светом.
Прага. Собор св. Вита
Прага. Собор св. Вита
    Каждый несущий элемент Парлерж трактует как единое целое, свободно устремленное ввысь и свободно переходящее в систему перекрытия. Так, профилированные части встроенных во внешнюю стену пилонов капеллы Вацлава, разветвляясь непосредственно, без капителей, переходят частично в архивольты стрельчатой арки над окнами, частично — в ребра крестовых сводов. Здесь, как и в хоре, Парлерж использовал контраст между ровным цоколем, гладью стены и игрой светотени в профилированной части пилона.
    Своеобразие творчества Парлержа яснее всего выступает в сводах хора и в галерее трифориев. Хор Парлерж перекрыл изобретенной им системой сетчатого свода, распространившейся потом в Чехии. Рисунок нервюр образует скрещивающиеся непрерывные ленты, которые переходят из травеи в травею и придают единство всему хору. Галерея трифориев — уникальное в готической архитектуре явление. На внутренних сторонах проходящих сквозь нее пилонов размещены выполненные Парлержом и его учениками 21 скульптурный бюст основателей и строителей собора.
    Законченные после смерти Парлержа его сыновьями южные, «златые» ворота, сени южного крыла трансепта и южная башня являются значительными памятниками поздней готики в Чехии.
Кутна Гора. Собор св. Варвары, 1388—1547 гг., архитекторы П. Парлерж, Гануш, М. Рейзек, Б. Рейт
Кутна Гора. Собор св. Варвары, 1388—1547 гг., архитекторы П. Парлерж, Гануш, М. Рейзек, Б. Рейт
    Помимо собора и башни Карлова моста Парлержом были построены дворцовая Всесвятская капелла в Граде и церковь в Колине на Лабе. Бесспорно участие Парлержа и его мастерской в строительстве Тынской церкви в Старом городе Праги, хора церкви Варвары в Кутной Горе и незаконченного из-за гуситских войн храма Скалицкого монастыря.
    Период поздней готики начинается после гуситских войн, с 40-х годов XV в., и продолжается до начала XVI в. Большое распространение получают зальные здания, двух- и трехнефные.
    Ранними памятниками зального типа являются церкви св. Духа в Праге (1340—1360 гг.) и св. Апполинария там же (1362—1376 гг.), а также основанная еще в 60—80-х годах XIII в. двухнефная, так называемая «Старо-новая» синагога в еврейском квартале Старого города Праги, перестроенная после пожара 1316 г. Зал размером 8 на 14 м разделен двумя колоннами, на которые опираются крестовые стрельчатые своды.
Усти над Лабем. Церковь Успения, XV в.
Усти над Лабем. Церковь Успения, XV в.
Двор Кралув. Собор, около 1400 г.
Двор Кралув. Собор, около 1400 г.
    За пределами Праги в XIV в. строилось много зальных церквей — двухнефных (Мильчинский, Тржебонский, Собеславский храмы и др.) и трехнефных (в городах Двор Кралув, Зноймо, Опава, Йиндржихув Градец, Усти над Лабем) и др.
    Ряд особенностей имела культовая архитектура в Южной Чехии. Здесь на базе традиций школы Парлержа была создана своя архитектурная школа (чешские авторы иногда ее называют «рожемберкской»), создавшая множество вариантов сетчатых, звездчатых сводов и их комбинаций, например, в зале капитула монастыря в Йиндржихув Градце, в зале малого конвента в монастырском комплексе Злата Коруна, в храме в Рожемберке, Чески Крумлове и др.
Чески Крумлов. Церковь св. Вита, 1407—1439 гг.
Чески Крумлов. Церковь св. Вита, 1407—1439 гг.
    В XV в. двух- и трехнефные зальные церкви стали ведущим типом в культовом строительстве. Колонны делались тонкими и не имели капителей; нервюры как бы органически вырастали из колонны и опирались на пристенные консоли, а иногда смыкались непосредственно со стеной,создавая мягкие переходы к своду.
    Базиликальные храмы строились реже. Наиболее выдающимся из них был начатый еще в 1388 г. с участием Петера Парлержа огромный храм св. Варвары в городе Кутна Гора, в центре серебряных рудников Чехии. Прерванное в период гуситских войн, его строительство возобновилось уже во второй половине XV в.
    В Словакии в XV в. базилики тоже вытеснялись зальными церквами двухнефными (в Дравце, Лендаке, Спишской Беле, Матвеевце, Врбове) и трехнефными (приходская церковь в Братиславе, в Спишской Новой Веси и др.). Во второй половине XV в. из Чехии была перенесена в Словакию система сетчатых сводов, примеры которых можно видеть в Прешове, Кошице, Спишской Капитуле, Кежмарке, Бардейове и других городах. Известны и словацкие мастера сетчатых сводов: мастер Штефан из Бардейова, мастер Ян, строивший в начале XVI в. в Прешове и Бардейове. Обычно в Словакии сетчатые и звездчатые своды имели сдержанную, простую трактовку.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню