Архитектура XVII—XVIII вв. Церкви монастырей. Декор - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Архитектура XVII—XVIII вв. Церкви монастырей. Декор

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Молдавии и Валахии
    В конце XVI в. в Молдавии и на протяжении всего XVII столетия в обоих румынских феодальных государствах в архитектуру, при развитии в основном местных традиций, были внесены значительные новшества, в особенности в области декоративной обработки фасадов. Тесные связи между Молдавией и Валахией, с одной стороны, и экономические и политические сношения с соседними странами — Россией, Польшей, Турцией и некоторыми городами Северной Италии (в том числе Падуей и Венецией), с другой стороны, благоприятствовали активному обмену художественными идеями, который отразился и на архитектуре той поры.
Яссы. Монастырь Галата. Церковь, 1583 г. Вид с юго-востока
Яссы. Монастырь Галата. Церковь, 1583 г. Вид с юго-востока
Яссы. Монастырь Ароняну. Церковь, 1594 г. Вид с юга
Яссы. Монастырь Ароняну. Церковь, 1594 г. Вид с юга
Церкви рубежа XVI и XVII вв.
Церкви рубежа XVI и XVII вв.
1 — Яссы. Церковь монастыря Галата (план и разрез); 2 — церковь в Ароняну, 1594 г. (план); 3 — монастырь Драгомирна. Церковь, 1610 г. (разрез и план)
    Так, в Молдавии при постройке двух церквей — в монастырях Галата (1583 г.) и Ароняну (1594 г.) возле Ясс — был применен ряд элементов и приемов, характерных для архитектуры Валахии: второй купол на световом барабане, воздвигнутый над притвором; членение фасада кирпичным пояском на два яруса и его украшение глухими аркатурами (церковь в Галате); простой трехконховый план, без контрфорсов, аркада на колоннах, отделяющих притвор от храма; внешний притвор со столбами и кирпичными колоннами у входа (церковь в Ароняну).
    С другой стороны, церковь монастыря Драгомирна, построенная в 1610 г. полностью из камня, представляет собой интересное сочетание декоративных подобий готических нервюр на сводах с молдавской системой куполов на расположенных ярусами арках. В то же время в ее внешнем облике, чисто молдавском, наряду с некоторыми элементами готики и ренессанса изобилуют орнаментальные мотивы, формы и расположение которых напоминают декоративные детали некоторых памятников древнерусской архитектуры (аркатурный пояс, карнизы).
Монастырь Драгомирна. Церковь, 1610 г. Общий вид с юго-востока
Монастырь Драгомирна. Церковь, 1610 г. Общий вид с юго-востока
Яссы. Церковь Трех Святителей, 1639 г. Общий вид с юго-востока
Яссы. Церковь Трех Святителей, 1639 г. Общий вид с юго-востока
Яссы. Церковь Трех Святителей. Фрагмент южного фасада
Яссы. Церковь Трех Святителей. Фрагмент южного фасада
    Та же система декоративного убранства нашла применение и в церкви Трех Святителей в Яссах, построенной в годы правления Василия Лупу (1634— 1653). Но здесь украшения приняли гораздо более пышный характер. Фасад полностью покрыт тщательно выполненной плоской каменной резьбой, покрывающей не только колонки, арочки, карнизы и наличники окон и дверей, но и самые плоскости стен, где каждому ряду каменной кладки соответствует полоса своего не похожего на соседний орнамента.
Яссы. Церковь монастыря Голия, середина XVII в. Разрез и план
Яссы. Церковь монастыря Голия, середина XVII в. Разрез и план
Яссы. Церковь монастыря Голия, середина XVII в. Общий вид с юго-востока
Яссы. Церковь монастыря Голия, середина XVII в. Общий вид с юго-востока
    Церковь монастыря Голия в Яссах, построенная между 1650 и 1660 гг. и сохраняющая традиционный удлиненный план с внешним притвором и гробницей, обладает четырьмя барабанами, опирающимися на маленькие арки, расположенные в два и в три яруса вперебежку наподобие русских "кокошников". Но ее фасад из шлифованного камня представляет собой монументальную композицию с коринфскими пилястрами и богатыми обрамлениями окон, близкими к итальянскому барокко, проникшему в Молдавию, по-видимому, через Польшу.
    В Валахии архитектура этого времени развивалась также на основе переработки форм, выработанных в предыдущем столетии. В архитектурной композиции культовых зданий появились такие новые элементы, как открытый внешний притвор у входа и башня, возвышающаяся над притвором. Декоративная обработка фасадов следует преимущественно епископской церкви Куртя де Арджеш. Глухие аркатуры, расположенные в частом ритме и, как правило, в два яруса, выделяются на кирпичных стенах, почти всегда оштукатуренных. Что касается системы членений фасадов, то зодчие этого периода, в особенности когда речь шла о важных зданиях больших размеров, брали за образец два крупнейших памятника прошлого столетия — церковь монастыря Дялу и епископскую церковь в Куртя де Арджеш.
Бухарест. Кафедральный собор, 1655 г. Вид с юго-запада
Бухарест. Кафедральный собор, 1655 г. Вид с юго-запада
    Церкви самых больших монастырей времени правления Матвея Басараба (1632—1654 гг.) — Кэлдэрушани близ Бухареста (1638 г.), Бребу в районе Плоешти (1650г.), Гура Мотрулуй в районе Крайова (1653 г.), сооруженные с внешним притвором впереди и имеющие удлиненный план, выполнены, по типу церкви монастыря Дялу, с тремя куполами. В постройках второй половины XVII в., таких как кафедральный собор в Бухаресте (1655 г.) и церковь монастыря Котрочени в том же городе (1679 г.), применена композиция с четырьмя куполами. Они имеют трехконховый план и притвор, очень развитый в ширину, как епископская церковь в Куртя де Арджеш.
    Многие другие постройки, в том числе церковь Стеля в Тырговиште, основанная в 1645 г. молдавским господарем Василием Лупу, церковь в селе Влэдешти-Мусчел (1657 г.), скит Корнет-Рымнику-Вылча (1666 г.), церковь Доамней в Бухаресте (1683 г.) и др., приобрели своеобразные характерные черты благодаря введению в декоративную пластику элементов молдавского стиля — шариков из глазурованной терракоты, наличников дверей и окон готического характера, контрфорсов и т.п.
Скит Корнет-Рымнику-Вылча в области Питешти, 1666 г. Общий вид с северо-запада
Скит Корнет-Рымнику-Вылча в области Питешти, 1666 г. Общий вид с северо-запада
Монастырь Хурез в области Питешти, конец XV.II в. Монастырский двор
Монастырь Хурез в области Питешти, конец XV.II в. Монастырский двор
Монастырь Хурез в области Питешти, конец XV.II в. дворовая галерея
Монастырь Хурез в области Питешти, конец XV.II в. дворовая галерея
Монастырь Хурез в области Питешти, конец XV.II в. генеральный план
Монастырь Хурез в области Питешти, конец XV.II в. генеральный план
    Но самые важные изменения в архитектуре Валахии этого периода произошли во время правления Константина Брынковяну (1688—1714 гг.). Запоздалые отзвуки итальянского ренессанса, начавшие проникать либо непосредственно, либо через Трансильванию, придали своеобразные черты архитектурным деталям, выполненным из камня с богатой резьбой: порталам, наличникам окон и дверей, пояскам, балюстрадам, колоннам и т.д. Ансамбль монастыря Хурез в районе Питешти, главная постройка Константина Брынковяну, наглядно показывает красоту форм и деталей новой архитектуры с ее тенденцией к регулярности в разработке ансамблевой композиции, навеянной влиянием итальянского ренессанса и сочетающейся здесь с типично румынскими приемами композиции и убранства церквей и свободой в размещении крылец.
Монастырь Фундений Доамней близ Бухареста. Церковь, 1699 г. Южный фасад
Монастырь Фундений Доамней близ Бухареста. Церковь, 1699 г. Южный фасад
    Сила и великолепие декоративного искусства, столь характерные для этого времени, обнаруживаются почти во всех постройках, воздвигнутых в последние годы XVII в. и в первые три десятилетия следующего столетия. Самые выдающиеся из них — церковь в монастыре Фундений Доамней возле Бухареста (1699 г.) с украшающими ее фасад исключительно тонкими декоративными панно, выполненными из штука; церковь монастыря Вэкэрешти в Бухаресте (1716—1722 гг.) с богато украшенными резьбой архитектурными деталями, среди которых особенно выделяются колонны обширного притвора; наконец, в Бухаресте же церковь бывшего постоялого двора Ставрополеоса (1730 г.) с изящным внешним притвором, украшенным колоннами и балюстрадой из ажурного камня.
Монастырь Фундений Доамней близ Бухареста. Фрагмент южного фасада
Монастырь Фундений Доамней близ Бухареста. Фрагмент южного фасада
Бухарест. Монастырь Вэкэрешти. Церковь, XVIII в. Интерьер нартекса
Бухарест. Монастырь Вэкэрешти. Церковь, XVIII в. Интерьер нартекса
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню