Болнисский Сион - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Болнисский Сион

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Грузии > Архитектура древнего времени ( IV—VII вв.)
    Наряду с купольными сооружениями в грузинской христианской культовой архитектуре развивалась и базиликальная схема. Храм в Некреси второй половины IV в. представляет собой совсем небольшую трехнефную базилику. В V в. строились уже несколько более длинные базилики, а от последних двух десятилетий того же V в. и от начала VI в. сохранилось несколько трехнефных базилик с четырьмя и пятью парами арочных проемов на столбах. Это — Болнисский Сион, точно датированный надписью, в которой сообщается, что постройка начата в 478 г., а окончена через 15 лет, т.е. в 493 г., затем Джавахетский Цкаростави, Анчисхатская базилика в Тбилиси, Урбнисская, Хашминская и ряд других.
Болниси. Церковь Сион, 478-493 гг.
Болниси. Церковь Сион, 478-493 гг.
а — план; б — рельеф на одной из капителей; в — продольный разрез (с поздним перекрытием); г — две капители из северной и южной галерей (фасады и планы); д — поперечный разрез (с поздним перекрытием); е — капители приапсидных пилястр; ж — капитель в баптистерии
Болниси. Церковь Сион. Сквозной люнет над перемычкой входной двери (с севера)
Болниси. Церковь Сион. Сквозной люнет над перемычкой входной двери (с севера)
    Болнисский Сион представляет собой трехнефную базилику, разделенную внутри пятью парами столбов и имеющую снаружи на продольных стенах портики. Арки храма имели подковообразную форму, отчетливо выведенную из хорошо пригнанных крупных квадров тесаного камня. По северному фасаду храма тянулась галерея с шестью арками той же подковообразной формы и глубокой апсидой на востоке. На южном фасаде западная половина галереи имела только двойную на столбах арку входа, а восточная представляла собой недоступное извне удлиненное двухапсидное помещение с входом из храма. Формы этого помещения указывают на то, что это была древняя крещальня, соединявшаяся с епископским храмом.
    В Болнисском Сионе, как и в некоторых других базиликах того же времени, не было пастофорий по бокам алтаря, а входы имелись только с юга и севера. Орнаментальный декор этой группы базилик свидетельствует о связях с сасанидским и христиано-сирийским искусством. Изображения животных по мастерству исполнения стоят наравне с изображениями в Бинбиркилисе или Адалии. Геометрический же орнамент указывает на влияние чисто народного творчества и деревянной резьбы.
    В других базиликах этого времени в основном сохраняются те же формы архитектуры, что и в Болнисском Сионе, иногда с такими же частностями. В некоторых же по сторонам алтаря появляются отдельные помещения для жертвенника и диаконника, вызванные, по-видимому, развивавшимся ритуалом: эти формы говорят о связях с Малой Азией и Сирией, но не с Византией. Постепенно намечается и отмирание крещален, что указывает на полное утверждение в стране христианства, сделавшее ненужными особые помещения для крещения взрослых под надзором епископов. Отпала надобность и в открытых галереях за дверьми базилики, куда в известные моменты богослужения должны были выходить еще не принявшие крещения, так называемые "оглашенные".
    Открытые галереи этих базилик некоторые исследователи сопоставляли с сирийскими базиликами, у которых не было с западной стороны нартексов (заменой последних они считали продольные галереи), или с ахеменидскими дворцами в Пасаргадах и Персеполе. Но естественнее и проще видеть происхождение этого архитектурного мотива в открытых, на столбах, "дерапани" крестьянских дарбазных домов со всеми их прототипами, тем более, что открытые галереи находили применение и в купольной грузинской архитектуре еще много веков позднее.
    На памятниках данной группы видно, что зодчие Грузии овладели этой новой, хотя и чуждой им, темой. С VII в. сооружаются базилики только с двумя парами столбов и широкими боковыми нефами. Удлиненная трехнефная базилика делается более короткой, т.е. утрачивает свои основные черты.
    К последнему десятилетию VI в. в купольной архитектуре Грузии достигли полного развития те черты, которые намечались с самого начала и были подготовлены всем предшествовавшим распространению христианства развитием. Период исканий, творчества без ясно сформулированных целей и задач остался позади. Наступает период, когда грузинская архитектура создает произведения законченной классики, свидетельствующие о целостном реалйстическом восприятии мира. Этот период, являющийся одним из блестящих периодов в истории мирового искусства, длится с конца VI до середины VII в.
    Памятники этого времени обладают прозрачной ясностью объемных и пространственных форм, гармонической расчлененностью, насыщенностью и изысканностью пропорций. Они производят впечатление спокойствия, уравновешенности и торжественности. Совокупность форм здания составляет единое целое, представляющее собой целостный организм. Законченная ясность форм выявляется как в создании гармоничного пространства, так и в декоре, данном лишь в том количестве, которое абсолютно необходимо для целого. Все соотношения частей имеют, таким образом, характер необходимости: их нельзя изменить без ущерба для общей композиции.
    Эти основные черты являются общими для всего периода и охватывают большое число произведений.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню