Церковь в Сала в Месопотамии - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Церковь в Сала в Месопотамии

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Архитектура в провинциях империи
Церковь в Сала в Месопотамии, VII в., и ее древневосточные прототипы
Церковь в Сала в Месопотамии, VII в., и ее древневосточные прототипы: 1 — тронный зал царского дворца в Вавилоне; 2 — приемная комната дома в Уре. в Месопотамии; 3 — церковь в Сала
    Очень существенный особый архитектурный тип ранневизантийского зодчества представлен небольшими церквами Месопотамии с главной частью, растянутой в ширину. Наиболее характерна церковь в Сала, которую относят к VII в. Это характерный представитель восточной школы византийской архитектуры. Здание выстроено из тесаного камня, расчленено очень толстыми стенами на ряд разобщенных помещений, имеет очень небольшое число совсем маленьких окошек и перекрыто цилиндрическими сводами, распор которых погашается за счет массы толстых стен. Здание монастырское, и в западной стене главной части интерьера устроены четыре погребальных ниши для привилегированных монахов, которых хоронили внутри церкви. Четыре аналогичных погребальных ниши имеются и в торцовых стенах главного помещения. Перед входом в церковь поставлен несколько неуклюжий портик на очень толстых столбах различной величины и формы.
    Отличительную особенность архитектурного типа здания в Сала составляет алтарное помещение, наглухо отделенное от пространства, предназначенного для молящихся. Портал ведет из него в центральное помещение алтаря. Толстые стены, раздробленность интерьера и простые цилиндрические своды говорят о живучести архитектурной традиции древней Месопотамии. Для сравнения с церковью в Сала можно смело привлечь части дворца Саргона в Хорсабаде.
    Особенно характерно в церкви в Сала помещение для молящихся, растянутое в ширину. Его назначение и форма продолжают традицию тронных залов вавилонских царей, наиболее ярко представленную большим тронным залом дворца в Вавилоне, перекрытым цилиндрическим сводом, диаметр которого достигает 19 м. Такие растянутые в ширину тронные залы восходят к главному приемному помещению народного жилища Месопотамии древнейшей поры. Подобные приемные комнаты имеются, например, почти в каждом жилом доме в древнем Уре.
    В восточных частях Византийской империи в противоположность столице господствовали характерные для феодального строя представления о божестве, восходящие к образу всемогущего древневосточного царя. Согласно этому представлению церковное здание является тронным залом божества, который мыслится человекоподобно как некий всемогущий "феодал над феодалами", восседающий на своем "престоле", т.е. троне, в помещении главного алтаря. Присутствующие приходят в церковь, чтобы обратиться со своими просьбами, т.е. молитвами, к божеству. Самая форма интерьера, как некогда в тронных залах восточных деспотов, заставляет их встать в ряд перед стеной с порталом. Если народу больше, чем нужно, чтобы образовался один ряд, пришедшие становятся несколькими параллельными рядами. Они как бы зажаты между двумя стенами, расположенными перед ними и за ними. Это невольно заставляет их принимать напряженную позу вытянувшихся в струнку просителей.
    Церковь в Сала отражает в своей архитектуре один из полюсов византийского мировоззрения: более примитивное представление крестьянина о божестве, к которому приспосабливалась церковь в восточных частях страны. Эта концепция церковного здания как места для молитвы прямо противоположна сложной и утонченной константинопольской системе с ее рафинированным богословием и театрализованным культом. Восточновизантийская концепция временами сильно влияла в различных частях империи на культовую архитектуру. Оказывала свое влияние на форму церковного здания также и система интерьера, растянутого вширь.
    Такие интерьеры основаны на композиционном принципе, прямо противоположном базиликальному. Они дают в чистом виде одно из самых существенных решений архитектурного пространства. Если базилика всемерно подчеркивает глубинную ось, то данный тип выявляет поперечную пространственную ось — ширину. Третья пространственная координата — высота — лежит в основе центрического купольного здания.
    Средоточием всех творческих сил ранневизантийского зодчества был Константинополь — блестящая столица Византийской империи. К ней сходились с Запада и с Востока нити архитектурного развития в качестве существенных составных частей западной и восточной культуры, воспринятых Византией. В столице эти подчас весьма разнородные элементы синтетически сплавлялись на основе принципов византийской культуры и византийской архитектуры в нечто новое, единое и цельное, отражавшее новый этап всемирно исторического развития.
    В отдельных частях империи местные традиции продолжали играть большую роль. Влияния, шедшие из столицы, захватили все части страны. Местные особенности и черты, воспринятые из Константинополя, не всегда соединялись в провинции так глубоко, как в столице. Поэтому ранневизантийское зодчество вне Константинополя нередко выглядит несколько разнородным даже в одной и той же области.
Многие новые, молодые народы вошли в состав Византийской империи и восприняли византийскую культуру. Они этим приобщились к античному культурному и архитектурному наследию. Их дальнейшее развитие во многих случаях привело к образованию сперва самостоятельной разновидности византийского зодчества, а потом — к созданию, на античной и византийской основе, своей собственной архитектуры. Величайшей заслугой Византии явилось то, что она дала мощный толчок развитию этих народов. Передав им античное архитектурное наследство, она помогла им развивать его и строить дальше свою собственную архитектуру.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню