Купольная базилика в Филиппи в Македонии - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Купольная базилика в Филиппи в Македонии

Архитектура Восточной Европы. Средние века > Архитектура Византии > Архитектура в провинциях империи
Филиппи в Македонии. Купольная базилика, 2-я половина VI в.
Филиппи в Македонии. Купольная базилика, 2-я половина VI в.: генеральный план города; план купольной базилики; продольный и поперечный разрезы; фрагмент продольного разреза (реконструкция)
    Ведущим архитектурным типом ранневизантийского времени была купольная базилика. Начнем с наиболее выдающихся купольных базилик этого периода вне столицы.
    В Филиппи в Македонии сохранились известные ранее под турецким названием Диреклер остатки купольной базилики второй половины VI в. Город расположен у подножия горы в местности с сильным уклоном. Купольная базилика была задумана как главный городской собор. Она находилась около форума, и для нее была снесена древнеримская палестра, на месте которой должен был стоять атриум церкви. Весь жилой квартал, где находилось здание, сохранился, судя по раскопкам, еще от II в. н. э. Одновременно с постройкой церкви в центре города был создан новый квартал со своим форумом, церквами, курией, библиотекой, фонтанами, рынком и палестрой. Весь новый квартал был расположен террасами; почва поднималась к цитадели — главному центру города. Весь комплекс состоял из трех террас. На верхней террасе, ближе всего к цитадели, находился форум с окружавшими его зданиями. На средней террасе стояли рынок, палестра, портик, другие постройки, еще недостаточно исследованные, и купольная базилика. На нижней террасе находилось несколько зданий, назначение которых не выяснено. Террасы были связаны друг с другом лестницами.
    В связи с тем, что при сооружении базилики были использованы фундаменты существовавших на этом месте раньше римских построек, купольная базилика была несколько отклонена на юго-восток от обычной ориентации церквей, алтари которых должны были быть направлены на восток. Купольная базилика осталась неоконченной, так как ее купол упал еще до завершения строительства. Причиной обвала была неправильная конструктивная система. В византийское время даже не был расчищен обвал, образовавшийся от падения купола.
    Сравнение купольной базилики Филиппи с Константинопольской Софией наглядно показывает разницу в архитектурном качестве столичной постройки и провинциального здания, сооружавшегося даже не так далеко от Константинополя. Строили купольную базилику в Филиппи неопытные мастера и плохие архитекторы. Самая схема ее плана была расплывчатой. Это сказалось прежде всего в неопределенности и даже случайности расположения купола над средним нефом. Не понимая нового назначения византийского здания, связанного с характером театрализованного богослужения и выделением амвона в качестве его центра, архитекторы постарались по возможности придвинуть купол к алтарю. Они были проникнуты устаревшим уже к тому времени представлением о доминирующем значении алтаря и апсиды в церковном здании. При больших размерах купольной базилики в Филиппи купол над восточным концом среднего нефа требовал особых дополнительных конструкций для погашения его распора с восточной стороны.
    Исследователь Филиппи Лемерль правильно замечает, что в купольной базилике купол, придвинутый к востоку, имеет тот недостаток, что плохо погашается его распор на восточной стороне, а купол, поставленный над центральной частью нефа, вызывает трудности другого порядка, так как плохо погашается его распор с северной и южной сторон. В купольной базилике, по правильному наблюдению Лемерля, заключена тенденция к образованию крестовокупольной системы, при которой распор купола хорошо погашается на всех четырех сторонах.
    Если бы архитекторам купольной базилики в Филиппи даже удалось обеспечить погашение распора с восточной стороны, здание тем не менее было бы, по сравнению с Софией в Константинополе, архаическим и несовершенным как с точки зрения функциональной, так и с точки зрения художественной.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню