Замки Хунедоара, Криш, Четатеа-де-Бальта. Альба-Юлия, Капелла Лазои - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Замки Хунедоара, Криш, Четатеа-де-Бальта. Альба-Юлия, Капелла Лазои

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Трансильвании
    Архитектура Трансильвании развивалась иначе, чем в единоплеменных ей Молдавии и Валахии. В отличие от них в Трансильвании, входившей с XII в. в состав Венгрии, господствовали романский стиль и готика. К тому же венгерские феодалы и немецкие поселенцы — «саксы» строили в Трансильвании замки и католические храмы в привычных для них формах. В XV—XVI вв. Трансильвании оставалась частью Венгрии, что способствовало сохранению родства архитектуры этих стран и после захвата турками большей части Венгрии.
Хунедоара (Вайдахуняд). Замок, середина XV в.
Хунедоара (Вайдахуняд). Замок, середина XV в.
    В XV в. в Трансильвании строилось много замков вроде замка Яноша Xуниади в Хунедоара (Вайдахуняд), архитектура которого типична для поздней готики. Оборонительная система замка сохраняет еще средневековые черты, и его свободная планировка и архитектурная композиция, осмысленная во французской манере и отвечающая характеру местности, чередование круглых, четырехугольных и воротных башен, ритм башенных эркеров, вся живописность ансамбля характеризуют эту постройку как одно из самых восточных произведений монументальной гражданской готической архитектуры. При жизни Яноша Хуниади он был дважды перестроен (в 1437 г. и между 1446—1452 гг.), но сделанные позднее расширения, за исключением лоджии Матиаса Корвина, были незначительны. Реставрация второй половины XIX в. во многом лишила замок его первоначальной красоты.
    В XVI в. ослабление политических связей Венгрии и Трансильвании не нарушило их архитектурных связей, и лоджия Перени в венгерском замке Шарошпатак послужила примером автору перестроенного в конце XVI в. дворца Батлена в селе Криш (Керешд), где такой же открытый вход своей легкостью контрастирует с тяжелой массой стен. С середины XVI в. итальянскими и местными мастерами строятся в Трансильвании замки с правильным четырехугольным планом и угловыми башнями, а старые господские дома расширяются, укрепляются и перестраиваются подобным образом. Примерами простоты и суровости, свойственных постройкам этого тревожного времени, являются упомянутый выше Криш, а также Четатеа-де-Бальта (Кюкюллевар) и Бранковенешти (Марошвечи) с их мощными бастионами. Прямоугольный в плане внутренний замок крепости Фогараш с трехэтажным закрытым двором, с рустованной аркадой на одной стороне и группами колонн кажется строгим и торжественным по сравнению с ее суровыми наружными стенами и бастионами.
Криш (Керешд). Замок, XVI в. Фасад со двора
Криш (Керешд). Замок, XVI в. Фасад со двора
Криш (Керешд). Замок, XVI в. План
Криш (Керешд). Замок, XVI в. План
Четатеа-де-Бальта (Кюкюллевар). Замок, XVI в.
Четатеа-де-Бальта (Кюкюллевар). Замок, XVI в.
    В XV в. в Трансильвании, как и в Венгрии, достраивались храмы, начатые в предшествовавшем веке. Городской собор в Клуже (Коложваре) в центре Трансильвании, начатый в середине XIV в., строился в течение столетия. Это — трехнефный храм зального типа с тремя полигональными апсидами. В ходе строительства имели место многочисленные, хотя и незначительные, изменения, сказывающиеся в неправильностях деталей. Нервюры звездчатых сводов непосредственно продолжают без перелома линии стройных пучкообразных колонн. Многие детали церкви свидетельствуют не только о местных особенностях, но служат в какой-то мере стилевыми признаками школы города Кошице в Словакии.
    Если замок в Хунедоара представляет собой самый восточный пример готики в области светского строительства, то Черная церковь в городе Брашов (Брашшо) такой же пример среди культовых сооружений. Она была начата в конце XIV в. и строилась до второй половины XV в. Постройка началась с трехнефного, зального типа полигонального алтаря с обходом. В архитектуре этого собора большое значение получили фасадные башни, но лишь южная из них была достроена. Тяжеловесное здание лишено подчеркнутой устремленности ввысь. Его масштабы монументальны. Это было крупнейшее готическое сооружение тогдашней Венгрии. В планировке есть сходство с южногерманскими и австрийскими храмами, а в деталях можно предполагать участие мастеров, обучавшихся в Кошице и побывавших в Клуже.
    Пришедший из Венгрии стиль Возрождения сказался в культовой архитектуре Трансильвании главным образом в небольших капеллах и внутреннем оборудовании и деталях более ранних церквей. Таковы купель, табернакль и портал церкви в селе Минеу (Меньэ), выполненные в 1514 г. Иоаннесом Фьорентинусом.
    О распространении культуры Возрождения в Трансильвании говорит тот факт, что там в качестве меценатов выступают не только епископы, как Янош Филипец, руководствовавшийся в своих постройках трактатом Альберти, но и простые священники вроде Яноша Лазои, ученого-гуманиста и поэта, побывавшего в Италии и построившего на свои средства капеллу при соборе в Альба-Юлия (Дьюлафехервар), переделанную из северной паперти собора и законченную в 1514 г. Нечеткость композиции фасада прямоугольной в плане капеллы и неорганичность его членений свидетельствуют о работе неопытного мастера. Угловые пилястры прерваны нишами; пилястры входа вместо капителей имеют тяжеловесные импосты со скульптурами над ними. Карнизы сделаны небрежно, архитектурные элементы лишены органической связи и декоративное убранство имеет провинциальный характер. Интерьер выполнен в позднеготическом духе со стрельчатым сводом.
Альба-Юлия (Дьюлафехервар). Капелла Лазои, 1514 г., портал
Альба-Юлия (Дьюлафехервар). Капелла Лазои, 1514 г., портал
    Капелла в Альба-Юлия далека от зрелой архитектуры эстергомской капеллы Бакоца, но она значительна среди дошедших до нас памятников венгерского и трансильванского Возрождения, как ранняя, еще неумелая попытка местного мастера работать в формах архитектуры Возрождения.
    И позднее, когда после 1526 г. утрачена была связь с Венгрией, Возрождение в Трансильвании сказалось в обогащении местной традиционной архитектуры аркадами дворов, дверными и оконными наличниками, карнизами. То же наблюдается и в народном искусстве — в строительстве деревянных башен с террасой и с четырьмя маленькими угловыми шпилями, в резьбе ворот и заборов, в расписных потолках церквей. Церквей в это время вообще не строили: религиозные нужды католического населения удовлетворялись старыми готическими церквами, а румынские православные церкви развивали архитектурные традиции предшествовавшей эпохи.
    Характерная орнаментика итальянского Возрождения постепенно исчезает, и интерьеры церквей с пуританской простотой выбеленных стен приобретают новую выразительность. Потолки с кессонами, галереи, кафедры украшаются расписным растительным ренессансным орнаментом. Создается своеобразный трансильванский цветистый стиль Возрождения, перешедший в семнадцатое столетие.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню