Санмикели. Верона. Порта Нуова, Палио. Палаццо Помпеи, Бевилаква - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Санмикели. Верона. Порта Нуова, Палио. Палаццо Помпеи, Бевилаква

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1520—1580 гг. > Архитектура Северной Италии
    В развитии венецианской архитектуры первой половины XVI века важную роль сыграло творчество Микеле Санмикели.
    Микеле Санмикели (1484—1559 гг.) с 1508 г. строил собор в Орвието, там же перестроил палаццо Комунале (1516 г.), построил капеллы деи Маджи (1514 г.) и Петруччи (1517 г.), а также собор в Монтефьясконе (1520 г.).
    В 20-х годах началась деятельность Санмикели в области фортификации: обследование крепостей Романьи (1526 г.), строительство укреплений Пьяченцы, Пармы (1526 г.), Алессандрии (1531 г.), обследование и строительство новых крепостей для Венецианской республики в самой Венеции, Вероне (ворота города: порта Сан Джорджо, порта Нуова, порта Палио, порта Сан Дзено) и других городах террафермы, в Далмации и на островах Средиземного моря.
    Санмикели построил несколько дворцов: в Вероне — палаццо Помпеи (1531 г.), Каносса (1530 г.), Бевилаква (1531 г.), Гуаставерца (1535 г.), позднее Мальфатти; в Венеции — палаццо Корнер-Мочениго (1534 г.), Гримани (1556 г.) и др.; в Ровиго — палаццо Ронкалли. Из культовых сооружений его творчеству принадлежат в Вероне и ее окрестностях: капелла Пеллегрини (1557 г.), церковь Мадонна делла Кампанья (1559 г.) и капелла дель Ладзаретто.
    С 1531 г. Санмикели, как один из признанных мастеров оборонного зодчества, был назначен главным строителем крепостей Венецианской республики и оставался на этом посту до самой смерти. К числу его интереснейших архитектурных сооружений относятся крепостные ворота Вероны. В них мастер воплотил внушительный образ неприступных форпостов могущественного государства и вместе с тем создал торжественные въезды в город.
Верона. Порта Нуова. Микеле Санмикели
Верона. Порта Нуова. Микеле Санмикели
Верона. Порта Сан Дзено. Микеле Санмикели
Верона. Порта Сан Дзено. Микеле Санмикели
    Широко применяя формы, встречавшиеся в античных триумфальных арках и таких сооружениях, как порта Маджоре в Риме, Санмикели умело сочетал ордер со стеной, подчеркивая условной трактовкой ордера тектоническую роль стены. Развивая античные приемы, введенные в итальянскую архитектуру Антонио да Сангалло Младшим и Дж. Романо, он нередко распространял рустовку на колонны, достигая впечатления удивительной мощности.
    Наиболее внушительными и цельными по композиции среди веронских ворот являются Порта Нуова (1538 г.) и Порта Палио (1557 г.). Порта Нуова — первое по времени и единственное полностью законченное самим мастером мощное, укрепленное башнями и парапетами сооружение, крыша которого могла выдержать тяжесть артиллерийских орудий того времени. С наружной стороны ворота имеют лишь один арочный проезд, обработанный плоским ордером с фронтоном и небольшой дополнительный проход для пешеходов. В сторону города находившиеся в воротах помещения стражи раскрывались тремя арочными проемами.
Верона. Микеле Санмикели. Городские ворота (до позднейших переделок): 1 — Порта Нуова, 1538 г.; 2 — Порта Палио (Ступа), 1557 г.
Верона. Микеле Санмикели. Городские ворота (до позднейших переделок): 1 — Порта Нуова, 1538 г.; 2 — Порта Палио (Ступа), 1557 г.
Верона. Микеле Санмикели: 1 — палаццо Помпеи, 1531 г.; 2 — палаццо Бевилаква, 1531 г.
Верона. Микеле Санмикели: 1 — палаццо Помпеи, 1531 г.; 2 — палаццо Бевилаква, 1531 г.
    Порта Палио или Ступа не имеют столь мощного облика и не предназначались для установки артиллерии на крыше. Наружный фасад ворот целиком обработан сдвоенными трехчетвертными дорическими колоннами и пилястрами на углах, придающими завершенность всей композиции. Проемы здесь прямоугольные. В сторону города помещение стражи раскрывалось пятью арочными проемами, расставленными в четком ритме.
    Применение ордера как средства подчеркнуть монументальную массивность сплошной стеновой кладки особенно ярко проявилось в Порта сан Дзено.
    Санмикели построил ряд дворцов для богатого купечества и знати сначала в Вероне, а затем и в самой Венеции.
    Важнейшими из этого рода построек Санмикели были палаццо Каносса, Помпеи и Бевилаква в Вероне и Палаццо Гримани в Венеции, в которых Санмикели приспосабливает всю композицию жилища знатной венецианской семьи для проведения пышных празднеств и приемов, занимавших такое большое место в общественной и частной жизни Венеции и тяготевших к ней городов.
    Хотя двор по-прежнему был пространственным центром палаццо, в его композиции решающая роль принадлежала анфиладе, торжественно разворачивающейся от входа до главного приемного зала на втором этаже, отделанного со всей возможной пышностью.
    Для большинства веронских палаццо Санмикели характерен своеобразный контраст могучей силы почти крепостных форм первого этажа и праздничного великолепия, присущего главному этажу с его торжественной ордерной обработкой и огромными арочными проемами, придающими зданию уже не частный, а скорее общественный характер.
    Наряду с этими общими чертами каждый из дворцов мастера обладает рядом особенностей.
Верона. Палаццо Помпеи
Верона. Палаццо Помпеи
    Палаццо Помпеи, по-видимому, наиболее ранний из веронских дворцов Санмикели. Исходя преимущественно из анализа внешнего облика здания историки единодушно считают его самым совершенным произведением мастера в этом жанре, видя здесь доказательство того, что Санмикели будто бы с самого начала лишь варьировал уже устоявшийся тип римского палаццо начала века (в сторону большей простоты в палаццо Каносса или вычурности — в палаццо Бевилаква).
Верона
Верона
А — пьяцца делле Эрбе, Б — пьяцца деи Синьори: а — палаццо Маффеи, б — каза Маццанти, в — палаццо де Джуреконсульти, г — палаццо делла Раджоне (на левом углу — баиня Ламберти), д — башня дель Гарделло, е — каза деи Мерканти, ж—палаццо дель Консильо или Лоджа, 1476 — 1493 гг., Фра Джокондо, з — замок Скалиджеров (ныне Префектура), и — Трибунал, к—надгробие Скалиджеров
    Действительно, по плану палаццо Помпеи ближе всего к типу римского палаццо. Однако вытянутый в глубину входной холл или атрий, по площади не уступающий всему внутреннему двору, сильнее подчеркивает элемент движения в композиции, увлекая посетителя к лестнице на второй этаж.
    Внешний вид палаццо нарядный и праздничный. Существенно отличает его от римских зданий применение больших арочных проемов, напоминающих об античных триумфальных арках. Значительно богаче здесь также декоративная проработка всех деталей ордера, архивольтов, замковых камней и т.п. Чрезвычайно тонкая и изящная моделировка их подчеркивает основной замысел в композиции фасада: противопоставление нижнего мощного и верхнего легкого этажей.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню