Санмикели. Палаццо Бевилаква, Каносса, Гримани. Капелла Пеллегрини. Фальконетто. Палаццо Джустиниани. Лоджия и казино - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Санмикели. Палаццо Бевилаква, Каносса, Гримани. Капелла Пеллегрини. Фальконетто. Палаццо Джустиниани. Лоджия и казино

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1520—1580 гг. > Архитектура Северной Италии
    Палаццо Бевилаква возведено на небольшом и очень неглубоком участке. Предполагалось, по-видимому, в дальнейшем развить композицию палаццо по фронту участка: на это указывает асимметричное расположение входа и неожиданный обрыв венчающего карниза.
Верона. Микеле Санмикели: 1 — палаццо Помпеи, 1531 г.; 2 — палаццо Бевилаква, 1531 г.
Верона. Микеле Санмикели: 1 — палаццо Помпеи, 1531 г.; 2 — палаццо Бевилаква, 1531 г.
Верона. Палаццо Бевилаква
Верона. Палаццо Бевилаква
    План чрезвычайно прост. Вестибюль, занимающий почти весь первый этаж, открывается во дворик аркадой, имеющей своеобразный усложненный ритм. На противоположной стороне дворика расположена открытая лестница, ведущая в банкетный зал — главное (и почти единственное) помещение второго этажа. Ритм членений фасада здесь сложнее, чем в других дворцах. Если в палаццо Помпеи была принята четкая, метрическая расстановка полуколонн, а в палаццо Каносса парные пилястры, то в палаццо Бевилаква чередуются большие и малые интерколумнии. Соответственно во втором этаже чередуются большие и малые арочные проемы. Благодаря различию их высот создается повторяющийся мотив, напоминающий композицию античных трехпролетных триумфальных арок. Этот мотив, а также большая высота второго этажа по сравнению с нижним придают особенную торжественность всей постройке. Нижний этаж сложнее по композиции: здесь применен дорический ордер, покрытый такой же шубой руста, как и участки стены между проемами.
    Палаццо Каносса обращено своим задним фасадом к реке и это обстоятельство сыграло решающую роль при разработке его композиции. Внутренний двор имеет относительно большее значение, чем в любом другом из возведенных Санмикели палаццо. Но в отличие от центрических римских дворов он явно ориентирован в сторону реки. Отделяя двор от реки только красивой решеткой, мастер как бы включает пейзаж в композицию дворца, из всех внутренних помещений которого открывается прекрасный вид. По сторонам двора на торцах зданий устроены две лоджии с балконами над ними, опорные столбы которых врыты прямо в русло реки.
Верона. Палаццо Каносса , 1530 г. Микеле Санмикели
Верона. Палаццо Каносса , 1530 г. Микеле Санмикели
    Палаццо Гримани — один из самых прекрасных, заслуженно прославленных дворцов Венеции.
Венеция. Палаццо Гримани, начато в 1556 г. Микеле Санмикели. Разрез
Венеция. Палаццо Гримани, начато в 1556 г. Микеле Санмикели. Разрез
Венеция. Палаццо Гримани, начато в 1556 г. Микеле Санмикели. Современный вид
Венеция. Палаццо Гримани, начато в 1556 г. Микеле Санмикели. Современный вид
    Участок, на котором он строился, находится на одном из наиболее ответственных отрезков Большого Канала. Трудности постройки заключались в исключительно ненадежном (даже для Венеции) грунте и узком, неправильной конфигурации участке. Используя свой опыт военного инженера, Санмикели велел забить в грунт ряды свай, соединив их сетью мощных деревянных связей. Промежутки он заполнил кладкой на растворе, создав таким образом весьма надежное сплошное основание.
Венеция. Палаццо Гримани, начато в 1556 г. Микеле Санмикели. План, фасад (реконструкция первоначального замысла)
Венеция. Палаццо Гримани, начато в 1556 г. Микеле Санмикели. План, фасад (реконструкция первоначального замысла)
    План палаццо Гримани сильно вытянут. Торжественный вход в центре фасада через длинный сводчатый проход, прорезающий все здание, ведет к дворику в глубине, где находится главная лестница на второй этаж. Поднявшись по ней и возвратившись по второму этажу обратно к передней части здания, посетитель попадал в главный зал, занимавший основную, выходившую на Большой Канал часть здания. На фасаде зал выражен огромными арочными проемами, обработанными коринфским ордером наподобие античных триумфальных арок, объединенных балконом, тянущимся вдоль всего главного фасада.
    Существует предположение, что фасад был задуман как двухэтажный, причем второй этаж должен был быть значительно выше (как в палаццо Бевилаква); это в сочетании с развитым венчающим карнизом, несомненно, придало бы торжественную звучность и праздничность композиции.
    Палаццо заканчивал уже после смерти Санмикели Джованни да Гриджи, надстроивший по требованию заказчика еще один этаж. Целостного впечатления он сумел добиться ценой значительного уменьшения второго этажа и изменения карниза.
    Из церковных сооружений Санмикели наибольшего внимания заслуживают небольшая капелла Пеллегрини при монастыре Сан Бернардино в Вероне, не законченная мастером, и церковь Мадонна делла Кампания под Вероной (по проекту Санмикели). Оба здания имеют круглый план и перекрыты куполом. В них сказалось известное влияние Темпьетто Браманте. Интерьер капеллы Пеллегрини расчленен на два этажа: в нижнем применен излюбленный Санмикели торжественный мотив римской триумфальной арки. Однако орнаментация здесь еще более богата.
Верона. Капелла Пеллегрини при монастыре Сан Бернардино, 1557 г. Микеле Санмикели
Верона. Капелла Пеллегрини при монастыре Сан Бернардино, 1557 г. Микеле Санмикели
Верона. Капелла Пеллегрини при монастыре Сан Бернардино, 1557 г. Микеле Санмикели
Верона. Капелла Пеллегрини при монастыре Сан Бернардино, 1557 г. Микеле Санмикели
    Вклад Санмикели в итальянскую архитектуру Возрождения состоит прежде всего в дальнейшей разработке архитектурного типа двухъярусного палаццо, а также в развитии выразительной обработки мощной стены. Многорбразные приемы применения мастером ордерной системы для выявления тектоники стены были подхвачены и развиты многими мастерами XVI в., в том числе и Палладио (во втором периоде его деятельности). Индивидуальный стиль Санмикели определил архитектурный облик не только современной ему Вероны, но и всей позднейшей застройки этого города; он сказался также и в облике Венеции. Творчество мастера сыграло важную роль в формировании архитектуры европейского классицизма, а также в «неоклассике» XX в. в Италии.
    К этому же строгому «классицизирующему» течению в североитальянской архитектуре относится и творчество Джованни Мария Фальконетто (родился в 1468 г. в Вероне, умер в 1535 г. в Падуе). Он начал заниматься архитектурой в Падуе в 1524 г. по настоянию венецианского мецената и архитектора-дилетанта Алевива Корнаро. По его заказу Фальконетто возвел две двухэтажные садовые постройки при палаццо Джустиниани: лоджию и казино, или «Одеон», с восьмигранным музыкальным залом в первом и трехпролетной арочной лоджией во втором этажах. Эти постройки, как и шестипролетная лоджия Монте ди Пиета на соборной площади (расширенная в XVII в.) отличаются тонкостью деталей и изысканной строгостью всей композиции. Творчество Фальконетто, близкое по характеру к поздним постройкам Рафаэля, как бы образует связующее звено между ним и Палладио.
Падуя. Палаццо Джустиниани. Лоджия и казино, 1524 г. Фальконетто
Падуя. Палаццо Джустиниани. Лоджия и казино, 1524 г. Фальконетто
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню