Романо. Мантуя, Палаццо дель Те, Дом Джулио Романо, Двор делла Кавалерицца - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Романо. Мантуя, Палаццо дель Те, Дом Джулио Романо, Двор делла Кавалерицца

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1520—1580 гг. > Архитектура Северной Италии
Мантуя. Палаццо дель Те. Боковой (северный) вход
Мантуя. Палаццо дель Те. Боковой (северный) вход
Мантуя. Палаццо дель Те. Общий вид
Мантуя. Палаццо дель Те. Общий вид
    Наиболее значительным и своеобразным произведением Дж. Романо было палаццо дель Те, названное, по-видимому, сокращенно по местности Тейето за городскими воротами Мантуи. Оно было начато в качестве полуутилитарного сооружения при знаменитом коневодческом хозяйстве герцогов Гонзага, для недолгих наездов которых первоначально было предназначено несколько жилых и парадных комнат, но в процессе строительства превратилось в великолепную загородную резиденцию увеселительного типа с богато расписанными залами.
Мантуя. Палаццо дель Те. Зал
Мантуя. Палаццо дель Те. Зал
Мантуя. Палаццо дель Те. Садовая лоджия
Мантуя. Палаццо дель Те. Садовая лоджия
Мантуя. Палаццо дель Те. Интерьер садовой лоджии
Мантуя. Палаццо дель Те. Интерьер садовой лоджии
    Палаццо, помещения которого строятся вокруг обширного квадратного двора, служит ядром большого ансамбля, включающего хозяйственные постройки с конюшнями, просторную поляну для выводки лошадей, отделенную от двора водоемами, садовые павильоны, «секретный сад» и т.п. Композиция ансамбля развивается по глубинной оси с запада на восток и завершается полукруглой ордерной аркадой. В расположении главных праздничных залов дворца развит анфиладный прием, получивший широкое распространение в репрезентативных сооружениях последующей эпохи.
Мантуя. Палаццо дель Те. Фрагмент двора
Мантуя. Палаццо дель Те. Фрагмент двора
    Стены приземистого одноэтажного (частично с мезонином) здания обработаны мощным рустом и дорическим ордером (пилястры снаружи и полуколонны внутри двора). Внешний облик палаццо кажется неожиданно суровым для увеселительного дворца и находится в противоречии с безудержной роскошью внутренней отделки.
Мантуя. Палаццо дель Те, 1526—1534 гг. Джулио Романо; А — Казино или «секретный сад»
Мантуя. Палаццо дель Те, 1526—1534 гг. Джулио Романо; А — Казино или «секретный сад»
    Главный вход во дворец, внешне более скромный, чем боковой северный въезд с тремя арками, расположен по оси ансамбля и повторяет в уменьшенном виде трехнефный вестибюль палаццо Фарнезе в Риме. Портал на противоположной стороне двора выходит на великолепную обращенную к саду лоджию, перекрытую цилиндрическим сводом, опирающимся на устои из четырех колонн. По сторонам центральной лоджии вдоль всего садового фасада здания тянутся неглубокие балконы. Кровля балконов покоится на легкой аркаде со своеобразным, ритмически повторяющимся мотивом: арка на стройных колоннах, чередующаяся с перекрытыми архитравом парными пролетами. Воздушность аркады и гладкая плоскость стены над нею резко отличают этот фасад здания от остальных и придают ему сложную структуру, хорошо объединяя его с садом, куда из главной лоджии переброшен мостик через водоем.
    Лепнина, орнаменты и фрески палаццо дель Те, вслед за виллой Мадама и ватиканскими работами Рафаэля, относятся к числу наиболее замечательных образцов отделки интерьеров эпохи Возрождения. Но в них уже далеко не везде сохранено строгое подчинение росписей композиции помещения, тектонике ограждающих его стен и сводов.
    Фасад собственного дома Джулио Романо (около 1544 г., внутри сильно переделанного) — яркий пример характерных для маньеризма тенденций к нарушению классических канонов: гладкий пояс над цокольным этажом прерывается клинчатыми перемычками окон; вход перекрыт утолщенной аркой, обусловившей излом в следующем, подоконном поясе; наличники окон главного этажа, расположенные впритык к мощным рустованным опорам арок, тектонически неоправданы и нарочито оригинальны по форме; рустованная кладка всего фасада — впервые сознательно выполненная иммитация естественного камня из штукатурки — прием, получивший широкое распространение значительно позднее. В целом фасад создает новый — суховатый, чопорный и претенциозный образ богатого жилого дома-особняка.
Мантуя. Собственный дом Джулио Романо, около 1544 г.
Мантуя. Собственный дом Джулио Романо, около 1544 г.
Мантуя. Двор делла Кавалерицца в герцогском замке, Джулио Романо
Мантуя. Двор делла Кавалерицца в герцогском замке, Джулио Романо
    Палаццо ди Джустиция (дворец Правосудия) в Мантуе, начатый Дж. Романо, было закончено уже после его смерти Бертани. В усложненной многословной архитектуре здания, фасад которого расчленен пилястрами в виде огромных герм, проявляется свойственная Дж. Романо в тот период тенденция к чрезмерному богатству форм, уже не всегда обусловленных требованиями тектонического смысла целого. Эти черты говорят об ослаблении высоких художественных идеалов начала XVI в. и указывают на формирование барочных тенденций. Это не менее заметно и в большом дворе герцогского замка — так называемом делла Кавалерицца, который должен был служить конным ристалищем. Все в этом сооружении, основанном на контрасте грубого и изящного, кажется не стабильным, все полно напряженной внутренней динамики, уже очень далекой от ясной тектоники начала века.
    Предвосхищение некоторых барочных черт особенно характерно и для позднейших работ Дж. Романо.
    Церковь Сан Бенедетто в Полироне близ Мантуи, достроенная им, представляет собой трехнефное здание. Боковые нефы с примыкающими к ним капеллами (по пяти с каждой стороны) обходят хор, образуя пять хоровых капелл. Восьмигранный купол и сакристия также принадлежат Дж. Романо.
    В главном фасаде мастер достиг гармоничного сочетания высокого среднего нефа с низкими боковыми, тем самым решив еще в 1540-х гг. одну из труднейших композиционных проблем культовой архитектуры Возрождения, что обычно историки приписывают Виньоле и Дж. делла Порта, создавшим фасад церкви Джезу в Риме.
    Сложность творческого пути Джулио Романо не снижает его роли в распространении достижений римского зодчества в Северной Италии. Он был одним из первых зодчих, подготовивших в известной мере почву для последовавшего расцвета венецианской архитектуры. Вместе с тем в творчестве Джулио Романо черты маньеризма проявились ярче, чем у какого-либо другого архитектора, работавшего на севере Италии в то время. Развившееся у него с годами стремление к необычным композициям, к нарушению тектонической правдивости, натурализм его живописи и любовь к сценическим эффектам и динамичным формам, доходящим порой до безвкусного эклектизма, отличает Джулио Романо от Амманати и особенно Буонталенти и сближает его с Цуккари.
data-matched-content-rows-num="1" data-matched-content-columns-num="5" data-matched-content-ui-type="image_stacked"
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню