Рим. Палаццо Венеция. Церковь Санта Мария дель Пополо - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Рим. Палаццо Венеция. Церковь Санта Мария дель Пополо

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Рима
    На протяжении XV в. Рим, куда Брунеллеско и Донателло совершили одно из первых археологических паломничеств, был подлинным центром изучения античного зодчества. Однако, несмотря на то, что после Альберти и Росселино в римском строительстве доминировали флорентийские мастера, архитектура (вопреки установившейся в науке точке зрения) имеет здесь особый, отличный от Тосканы, характер.
    В Риме работали Баччо Понтелли (около 1450—1494 гг.), Мео дель Каприно (умер в 1501 г.), Себастьяно да Фиренде, Джулиано да Сангалло (в Риме с 1467 г.), Джакомо да Пьетрасанта (умер около 1495 г.) и многие другие. Документов об их деятельности сохранилось мало, и атрибуция большей части построек этого времени остается спорной.
    Если палаццо Флоренции продолжали в своем развитии сложившийся там тип городского жилого дома, то дворцы в Риме на первых порах напоминали средневековые замки. Поскольку в Риме было еще много свободной территории, дворцы занимали значительные участки и имели зачастую два двора. При свойственной этим дворцам асимметричной свободной композиции плана жилой трех- или четырехэтажный корпус обычно занимал одну или две стороны главного двора, раскрываясь в него арочными лоджиями; по другим сторонам двора размещались низкие одно- или двухэтажные службы, конюшни и пр.
    Римские дворцы, чаще всего построенные из травертина, имели одну или несколько башен, гладко обработанные стены, расчлененные одной или несколькими горизонтальными тягами и увенчанные зубцами, огромные (с каменными импостами посередине) окна главного жилого этажа. Эти черты римских дворцов явственно отличают их от флорентийских.
    Большинство римских дворцов XV в. не сохранилось или изменено позднейшими достройками (палаццо кардинала Доменико Капраника, оконченное около 1450 г.; палаццо кардинала Родриго Борджиа, позднее Старая Канцелярия, начато около 1458 г.; палаццо кардинала Нардини, позднее дель Говерно Веккио, построенное в 70-х годах XV в., и др.).
Рим. 1 — палаццо Венеция с церковью и садом св. Марка. Перестроено около 1465 г.; 2 — Оспедале Сан Спирито (дворик — по рисунку Летаруи). Начало перестройки 1471 г.
Рим. 1 — палаццо Венеция с церковью и садом св. Марка. Перестроено около 1465 г.; 2 — Оспедале Сан Спирито (дворик — по рисунку Летаруи). Начало перестройки 1471 г.
    Наиболее значительным сооружением этого рода является палаццо Венеция — старое жилище кардиналов — настоятелей церкви Сан Марко.
Рим. Палаццо Венеция. Общий вид (слева виден портик церкви Сан Марко) и портал
Рим. Палаццо Венеция. Общий вид (слева виден портик церкви Сан Марко) и портал
    Перестройка его была начата около 1455 г. кардиналом Пьетро Барбо, который, став в 1464 г. папой Павлом II, расширил и обогатил этот дворец. Палаццо (зодчий его не известен) представляет собой часть комплекса, включающего древнюю базилику св. Марка, коренным образом реконструированную после 1464 г., и Малый дворец, так называемый «Сад св. Марка», построенный в 70-х годах XV в. Внешне палаццо сохраняет в основном средневековый характер: его стены увенчаны машикулями и зубцами, в угловой части здания, рядом с церковью Сан Марко, поднимается мощная башня; в расстановке окон главного этажа (piano nobile), которые первоначально обрамлялись двойными готическими арками, нет четкого ритма. В конце XV в. эти окна были расширены и получили прямоугольную форму с тонко профилированными мраморными наличниками и крестообразными импостами (подобно окнам дворца в Урбино).
    В документах упоминаются имена многих архитекторов: Амадео, Франческо да Сеттиньяно, Мео дель Каприно, Джованни да Сангалло, Джакомо да Пьетрасанта. Вентури приписывает большую часть постройки Росселино, а лоджии малого дворца и порталы — Джованни Да Трау. Некоторые исследователи склонны считать автором всего дворца Джулиано да Майано.
    В новом духе создан и двор палаццо, две стороны которого частично обрамлены двухэтажными аркадами, формы которых весьма близки к двум первым этажам Колизея, но проемы имеют несколько более вытянутые пропорции. Неожиданная деталь — раскреповка антаблемента над колоннами — не вполне отвечает логике примененной тектонической системы.
    Двухэтажные арочные галереи «сада», примыкавшего к угловой башне дворца, первоначально были окружены не помещениями, а лишь стеной с арками и проемами окон. Арки опирались в первом этаже на восьмигранные столбы (прием, весьма характерный для римских аркад второй половины XV в.), а во втором этаже — на ионические колонки. Своеобразны консоли под антаблементом аркады нижнего этажа, которые расположены по осям опор, а не служат замками арок, как обычно в тосканской архитектуре.
    Галереи были разобраны и перенесены по другую сторону церкви Сан Марко в XIX в. при сооружении памятника Виктору Эммануилу и разбивке площади Венеция.
    Характер галерей, окружавших «сад» или «малый дворец», позволяет предположить авторство Джакомо да Пьетрасанта, в то время одного из наиболее популярных в Риме мастеров каменных дел.
    Джакомо да Пьетрасанта приписывают ряд портиков, пристроенных к более ранним церквам, например девятипролетный портик церкви Апостолов (1475 г.) и пятипролетный — церкви Сан Пьетро ин Монторио, аркады которых в первом этаже опираются на столбы, а во втором — на колонны, а также более поздний портик (около 1490 г.) и арочный двор с ионическими колоннами при церкви Сан Пьетро ин Винколи.
    Аркада второго этажа портика церкви Апостолов была заложена в конце XVI в. К тому же времени относится венчающая портик балюстрада и реконструкция церковного интерьера.
    При реконструкции церкви Сан Марко к ней также (в 1468 г.) был пристроен суровый, поражающий размерами двухъярусный трехпролетный портик. В отличие от Колизея, по-видимому, послужившего прототипом, коринфские полуколонны устоев первого яруса перекрыты раскрепованным антаблементом и воспринимаются как контрфорсы.
    Подобные портики и лоджии стали одной из специфических черт культового зодчества Рима во второй половине XV в. Они должны были скрыть незаконченные или сильно обветшалые фасады многих церквей, придав их невзрачному облику значительность и парадность.
    Во второй половине XV в. в Риме возводили и новые церкви. Композиция их, как правило, продольная: один неф с капеллами или трехнефная базилика с куполом перед алтарным хором. Главный фасад большей частью рассматривался как парадная кулиса, далеко не всегда органично связанная с находящимися позади объемами.
    Церковь Санта Мария на площади у ворот дель Пополо (1471—1477 гг.), значительно перестроенную при Сиксте IV, долгое время приписывали Мео дель Каприно, затем Андреа Бреньо и, наконец, Баччо Понтелли. Интерьер закончен в 1655 г. по эскизам Бернини.
Рим: церковь Санта Мария дель Пополо, 1471 — 1477 гг., Баччо Понтелли
Рим: церковь Санта Мария дель Пополо, 1471 — 1477 гг., Баччо Понтелли
    План церкви имеет форму латинского креста. Вдоль западной трехнефной ветви расположены капеллы, принадлежавшие родовитым семействам Рима (в том числе Киджи, герб которых помещен на фронтоне церкви). Средний неф перекрыт крестовым сводом. Фасад по высоте четко разделен ордером на две части, верхняя, соответствующая среднему нефу, заканчивается фронтоном. Переход от низких боковых нефов к средней части — задача, обычно представлявшая для архитектора одну из основных трудностей, обеспечивается как бы отрезками криволинейного фронтона, которые закрывают кровлю боковых нефов и хорошо связаны с карнизом боковых фасадов. В целом фасад церкви дель Пополо — одна из наиболее изящных и законченных композиций этого рода.
data-matched-content-rows-num="1" data-matched-content-columns-num="5" data-matched-content-ui-type="image_card_stacked"
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню