Рафаэль. Рим. Палаццо Видони, дель Аквила; Флоренция. Палаццо Пандольфини - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Рафаэль. Рим. Палаццо Видони, дель Аквила; Флоренция. Палаццо Пандольфини

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Рима в первой четверти XVI в.
    В области дворцового строительства Рафаэль первоначально развивал новый композиционный тип, созданный Браманте в его собственном доме. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. Здание первоначально имело лишь семь осей и, следовательно, ясно выраженную центральную ось, но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено. Первоначальный план не известен.
    Фасад, отличается от своего прототипа тем, что во втором ярусе вместо полуколонн применены трехчетвертные колонны, из-за которых выступают углы лопаток, а над окнами сделаны заглубленные филенки, вследствие чего плоскость стены в интерколумниях потеряла свой спокойный характер. Известное усложнение форм в результате такого расширения архитектурных средств компенсируется объединением пьедестала под парными трехчетвертными колоннами, а также руста нижней части, в котором исчезли вертикальные разрывы между камнями. Этот элегантный, но имеющий оттенок манерности прием руста, по-видимому, применен здесь впервые.
Рим. Палаццо Видони. Фрагмент фасада (третий этаж надстроен позже)
Рим. Палаццо Видони. Фрагмент фасада (третий этаж надстроен позже)
Рафаэль. 1 — Рим. Палаццо Видони, 1515 г.; 2—Флоренция. Палаццо Пандольфини, 1520 г.
Рафаэль. 1 — Рим. Палаццо Видони, 1515 г.; 2—Флоренция. Палаццо Пандольфини, 1520 г.
    В целом фасад получил более парадный и праздничный вид. Но при его оценке необходимо помнить, что не только третий этаж, но, возможно, и профилированные наличники цокольного этажа относятся к более позднему времени.
    К этому же типу относится и фасад дома Я. да Брешия, рельеф которого уменьшен в соответствии с малой шириной улицы (Виа Борго Нуово, вблизи Ватикана): вместо полуколонн здесь пилястры, также связанные со стеной лопатками.
    Тип дворца, впервые разработанный Браманте в Риме и развитый Рафаэлем, несколько позже был повторен и во Флоренции (трехэтажное палаццо Угуччони (возможно, что оно было построено архитектором Мариотто ди Цаноби Фольви по рисункам Рафаэля) на площади Синьории), а затем многообразно варьировался в Вероне учеником Браманте Микеле Санмикели.
Рим. Палаццо дель Аквила. Рафаэль. По реконструкции Геймюллера
Рим. Палаццо дель Аквила. Рафаэль. По реконструкции Геймюллера
    В палаццо Джованни-Батисты дель Аквила в Риме был намечен совершенно новый тип дворцового фасада. Здесь, как и в доме Браманте, был выделен первый ярус (включавший и промежуточный этаж над лавками), но вместо мощной рустованной кладки он был обработан, как ордерная аркада. Возведенное вблизи собора св. Петра и снесенное в XVII в. при строительстве берниниевой колоннады, сооружение известно по рисунку Пармиджанино.
    Огромные окна главного этажа, выделенные на фасаде в соответствии со старой римской традицией, выступали со своими балюстрадами к самому обрезу стены над аркадой, как и расставленные между ними статуи. Несмотря на дополнительные горизонтальные членения стены, разнообразие формы и размеров оконных проемов и богатство стукового рельефного декора, верхняя часть фасада воспринималась как единая плоскость. Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине).
    Рельеф постепенно уменьшался к верху фасада, так что композиция развивалась, как обычно — снизу вверх (немного позже сходная композиционная схема в фасаде палаццо Массими получила иную трактовку). Богатый, но легкий карниз на консолях был увенчан, возможно, первой по времени, сплошной балюстрадой, которая в данном случае вызывала представление о террасе и подчеркивала открытый характер дворца.
    Праздничный облик дворца с доведенным до предела насыщения декором отражал новые придворно-аристократические вкусы, наметившиеся в то время в высших кругах итальянского общества (идеалы которых выразил Кастильоне в своем «Придворном»).
    Палаццо Пандольфини во Флоренции, строившееся Джан Франческо Сангалло по рисункам Рафаэля, на угловом участке, в районе садов, представляет собой еще один новый тип жилища — переходное звено между дворцом и богатым городским домом-особняком нового времени.
    В отличие от флорентийских и римских предшественников палаццо Пандольфини более скромно по строительному объему. Жилые комнаты находятся не только в бельэтаже, но и в первом этаже, со стороны сада, разбитого на месте традиционного двора, куда они раскрываются трехпролетной арочной лоджией. Лишенный прямого въезда с главной улицы, сад трактовался как органичный элемент жилой части дома. Он отделен высокой стеной от второй, глубинной части участка, также в большой мере занятой садом, но приспособленной и для хозяйственных нужд.
Флоренция. Палаццо Пандольфини. Рафаэль
Флоренция. Палаццо Пандольфини. Рафаэль
    Несмотря на угловое расположение, дворец подчеркнуто ориентирован на одну из улиц, более важную, причем в композиции смело сочетается полная асимметрия общих объемов и симметрия первого этажа с центрально расположенным входом, что дало исследователям повод говорить о незаконченности сооружения. Между тем подобное сочетание не случайно: намек на симметрию отражает общее для того времени понимание центричности, как средства придания достоинства и строгости постройке, тогда как смещение объемов сооружения к углу отражает новые тенденции к более органичной связи сооружения не только с индивидуальными особенностями участка, но и с его расположением в городе.
    Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). Новой чертой является то, что оба яруса фасада получили однородную внешнюю обработку и одинаковые большие окна. Это важный шаг в развитии ренессансного палаццо, для которого характерен все больший отход от средневековой недоступности и все большее сближение с реальным городским окружением (ср. флорентийское палаццо первой половины XV в., столь же недоступное, но уже более гражданственное палаццо Канчеллерия и, наконец, римские дворцы начала XVI в. с более открытым характером их бельэтажа и расположенными в цоколе лавками).
    Широко раздвинутые, богато обрамленные окна составляют важнейший элемент фасада, что в сочетании со спокойной поверхностью гладкой оштукатуренной стены придает ему черты благородной, сдержанной простоты. Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены. Монументальность фасада создается обособленной постановкой каждого окна и сильным отступам стены второго яруса, благодаря которому обрамления окон получают вверху более объемный характер: пилястры сменяются полуколоннами, едва выступающие пьедесталы — балюстрадами балконов, покоящихся на уступе стены.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню