Флоренция. Микелоццо. Библиотека Сан Марко. Монастырь Сантиссима Аннунциата. Палаццо Медичи-Риккарди - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Флоренция. Микелоццо. Библиотека Сан Марко. Монастырь Сантиссима Аннунциата. Палаццо Медичи-Риккарди

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Тосканы, Умбрии, Марки
    Микелоццо ди Бартоломео работал во Флоренции как архитектор и скульптор.
    Микелоццо ди Бартоломео (Микелоццо Микелоцци, 1396—1472 гг.) родился во Флоренции в семье портного и в юности работал на монетном дворе. Позднее сотрудничал с Гиберти (в 1420—1424 гг. делал двери баптистерия и статую св. Матвея в Ор Сан Микеле во Флоренции) и с Донателло (наружная кафедра собора в Прато, 1425—1438 гг., купель сиенского баптистерия, 1425 г., гробницы папы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, около 1427 г., и кардинала Бранкаччи в Неаполе, 1426 г.). Выполнил надгробье Арагацци (около 1437 г.) в соборе в Монтепульчано. В течение длительного времени Микелоццо был придворным архитектором семьи Медичи. Главные архитектурные работы: палаццо Медичи (Риккарди) во Флоренции (1444—1452 гг.); виллы в Кафаджоло (1454 г.) и в Кареджи (1459 г.); фасад церкви Сант Агостино в Монтепульчано (с 1432 г.); перестройка монастыря, библиотеки и церкви Сан Марко (1437—1451 гг.); работы в церкви Сантиссима Аннунциата (1444—1455 гг.) во Флоренции, палаццо Строццино там же (1457 г.); капелла Медичи в Санта Кроче во Флоренции (около 1445 г.); табернакли в церквах Сан Миньято (1447—1448 гг.) и Сантиссима Аннунциата (1448 г.) там же; перестройка двора палаццо Веккио во Флоренции (с 1454 г.); банк Медичи и, возможно, капелла Портинари в церкви Сант Эусторджо в Милане (1462—1468 гг.); перестройка Княжьего двора в Дубровнике (Рагузе, 1462—1464 гг.); не сохранившаяся до нашего времени библиотека Сан Джорджо Маджоре в Венеции.
    Уже ранние произведения Микелоццо обнаруживают его приверженность к архитектурному направлению, созданному Брунеллеско, и вместе с тем самобытность его дарования, несмотря на заимствование архитектурных и конструктивных приемов Брунеллеско. Усвоив основные черты нового стиля, его ясную расчлененность, тектоничность и жизнеутверждающую силу, Микелоццо вместе с тем упростил и сделал доступнее многие приемы Брунеллеско. В интерьерах Микелоццо стремился не к изысканному лаконизму Брунеллеско, но к богатству и разнообразию декора. То же заметно и в его архитектуре малых форм, к решению которой он часто подходил не как зодчий, а скорее как скульптор.
    Работая совместно с Донателло над архитектурой надгробий, Микелоццо достиг большого совершенства в овладении формами (в том числе и античными) архитектурного декора. Выполненная им вместе с Донателло замечательная по композиции и декору кафедра собора в Прато основана на мастерской переработке форм развитого ордерного карниза.
    К этой работе примыкают табернакли — монументально обрамленные ниши или сени со статуями святых или реликвиями.
Прато. Кафедра собора
Прато. Кафедра собора
    Среди светских построек следует отметить базиликальный зал библиотеки монастыря Сан Марко во Флоренции (закончен в 1441 г.). Функциональное назначение отдельных частей зала подсказало автору удачную композицию. Относительно узкий и длинный зал (10Х45 м) разделен на три нефа. Средний из них — главный проход — был перекрыт цилиндрическим сводом. Боковые нефы с четким делением на квадратные ячейки, перекрытые крестовыми сводами, предназначались для установки читальных пюпитров. Небольшая ширина зала была обусловлена односторонним расположением окон. Интерьер библиотеки исключительно прост и напоминает легкостью своих аркад постройки Брунеллеско. Двор монастыря напоминает романские монастырские дворики. Его гладкие, светлые аркады, увитые зеленью, производят впечатление жизнерадостности и покоя.
Монастырь Сан Марко. Двор монастыря. Микелоццо
Монастырь Сан Марко. Двор монастыря. Микелоццо
Монастырь Сан Марко. План и разрез библиотеки (закончена в 1441 г.). Микелоццо
Монастырь Сан Марко. План и разрез библиотеки (закончена в 1441 г.). Микелоццо
Монастырь Сан Марко. Интерьер библиотеки (закончена в 1441 г.). Микелоццо
Монастырь Сан Марко. Интерьер библиотеки (закончена в 1441 г.). Микелоццо
    В монастыре Сантиссима Аннунциата во Флоренции (1444—1455 гг.) Микелоццо, вдохновись композицией, разработанной Брунеллеско для церкви Санта Мария дельи Анджели, сделал попытку присоединить к прямоугольному кораблю готической церкви центрический хор. Окончательные формы этой ротонде придал, однако, Альберти.
Флоренция. Монастырь Сантиссима Аннунциата, 1444—1455 гг. Микелоццо. Общий вид по современному рисунку и план церкви.
Флоренция. Монастырь Сантиссима Аннунциата, 1444—1455 гг. Микелоццо. Общий вид по современному рисунку и план церкви.
1 — атриум; 2 — главный неф; 3 — хор; 4 — монастырский дворик
    Наиболее крупный вклад Микелоццо в архитектуру Возрождения связан с его работой над городским дворцом и загородной виллой, повлиявшими на все дальнейшее развитие этих типов зданий.
    Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции — наиболее значительное произведение Микелоццо. В этом величественном дворце получил свое завершение тип богатого городского жилого дома, ставший прообразом многочисленных дворцов, а затем буржуазных особняков не только в Италии, но и вне ее. Повторяя этот образец, архитекторы второй половины XV и XVI вв. добивались в каждом конкретном сооружении индивидуальной образной характеристики, но почти не изменяли основу композиции — квадратного или прямоугольного в плане трехэтажного здания с замкнутым внутренним двором, окруженным легкими аркадами лоджий (построено в 1444—1452 гг. как фамильный дворец по заказу Козимо Медичи, позднее перешло к Риккарди. Проемы угловой лоджии заложены в XVI в., обрамления окон первого этажа сделаны по рисункам Микеланджело. В первоначальном сооружении было всего десять оконных осей, боковая пристройка с семью оконными осями сделана в 1715 г. Существующие ныне лестницы построены позднее. Первоначальный проект палаццо был составлен Брунеллеско в 30-х годах, но не понравился заказчику, и модель его была уничтожена автором. Небезосновательны предположения, что в палаццо, созданном Микелоццо, в известной степени отражены замыслы Брунеллеско).
Флоренция. Палаццо Медичи-Риккарди, 1444— 1452 гг. Микелоццо. Двор
Флоренция. Палаццо Медичи-Риккарди, 1444— 1452 гг. Микелоццо. Двор
Флоренция. Палаццо Медичи-Риккарди. Капелла
Флоренция. Палаццо Медичи-Риккарди. Капелла
Флоренция. Палаццо Медичи-Риккарди, 1444— 1452 гг. Микелоццо. Внешний вид
Флоренция. Палаццо Медичи-Риккарди, 1444— 1452 гг. Микелоццо. Внешний вид
    Внутренний двор палаццо Медичи с большим сводчатым проездом на улицу служит главным распределительным помещением — открытым вестибюлем. В теплом климате Италии внутренние дворы имеют большое практическое значение: тенистые галереи защищают обитателей от жгучих лучей солнца, способствуют сквозному проветриванию и создают благоприятный микроклимат.
Флоренция. Микелоццо.
Флоренция. Микелоццо.
1—палаццо Медичи-Риккарди; 2 — двор палаццо Веккио. Начат в 1454 г.
    В первом этаже были расположены кладовые, служебные помещения, группа приемных с большим залом, рабочие помещения хозяина и его служащих, канцелярия и др., а кроме того, конюшня; во втором этаже — парадные помещения: главный зал, богато отделанная капелла и кабинет хозяина; в третьем этаже — спальни членов семьи и многочисленных слуг. Таким образом, здесь закреплено намечавшееся уже в XIV в., но типичное для Возрождения распределение помещений по трем этажам.
    Снаружи дворец представляет собой расположенный на пересечении двух улиц внушительный, почти кубический объем, расчлененный на три этажа и завершенный богатым ордерным карнизом. Большая высота и вынос последнего (соответственно более 3 и 2,5 м), его крупные четко профилированные обломы соотносятся со всем зданием в целом. Карниз как бы останавливает движение уменьшающихся вверх этажных членений. Его пышная и тяжелая пластика эффектно контрастирует с гладью плоско рустованных стен верхнего этажа.
data-matched-content-rows-num="1" data-matched-content-columns-num="5" data-matched-content-ui-type="image_card_stacked"
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню