Флоренция. Кронака. Палаццо Гваданьи. Церковь Сан Сальваторе аль Монте - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Флоренция. Кронака. Палаццо Гваданьи. Церковь Сан Сальваторе аль Монте

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Италии > Архитектура Италии 1420-1520 гг. > Архитектура Тосканы, Умбрии, Марки
    Среди архитекторов, работавших во Флоренции во второй половине кватроченто, заметное место занимает Кронака.
    Кронака (Симоне Поллайоло, 1457—1508 гг.) с. 1475 г. до середины 1480-х годов изучал античность в Риме, затем возвратился во Флоренцию. Архитектурные работы: палаццо Строцци (двор и карниз), палаццо Гваданьи (1503—1506 гг.), церковь Сан Сальваторе аль Монте (1475—1504 гг.) во Флоренции и др.
Флоренция. Палаццо Гваданьи
Флоренция. Палаццо Гваданьи
    Наиболее крупное его произведение — палаццо Гваданьи. Асимметричный план обусловлен стесненным участком и использованием частей существовавшей постройки, как можно заключить по различной толщине стен здания. Тем не менее Кронака добился общей композиционной четкости при разнообразии интерьеров. Ему удалось сохранить традиционные элементы городского дворца: небольшой двор с лоджиями, парадный въезд и приемные помещения, примыкающие ко двору. Из входного вестибюля в верхние этажи ведет одномаршевая парадная лестница. Четвертый этаж со стороны главного фасада занимает большая открытая лоджия. Каменная кладка стены главного фасада изображена посредством сграффито и инкрустированного рельефа (возможно, что на применение расписного архитектурного декора Кронаку натолкнули аналогичные росписи интерьеров древнеримских памятников). Поверхность фасада превращена как бы в огромное живописное полотно: рельефны только междуэтажные тяги, имитирующие кладку, наличники окон и архивольты. Иллюзорность заставила зодчего ввести изобразительно тектонические элементы, например широкие рустованные столбы по углам фасада. Они обработаны врезанными в углы тоненькими трехчетвертными колонками, а рустованные оконные наличники имеют килевидное арочное завершение.
Флоренция. 1—палаццо Строцци, 1489—1505 гг., Бенедетто да Майано, Кронака; 2 — палаццо Гваданьи, 1503—1506 гг., Кронака
Флоренция. 1—палаццо Строцци, 1489—1505 гг., Бенедетто да Майано, Кронака; 2 — палаццо Гваданьи, 1503—1506 гг., Кронака
    После Джулиано да Майано с его фасадом палаццо Спаннокки в Сиене Кронака в своем палаццо Гваданьи сделал следующий шаг вперед по пути создания декоративно-тектонической системы дворцового фасада.
1 — Фаенца. Собор (1474 г.), Джулиано да Майано; 2 — Флоренция. Церковь Сан Сальваторе аль Монте (1475—1504 гг.), Кронака и др; 3 — Ареццо. Церковь Санта Мария делле Грацие, портик, Бенедетто да Майано (около 1490 г.)
1 — Фаенца. Собор (1474 г.), Джулиано да Майано; 2 — Флоренция. Церковь Сан Сальваторе аль Монте (1475—1504 гг.), Кронака и др; 3 — Ареццо. Церковь Санта Мария делле Грацие, портик, Бенедетто да Майано (около 1490 г.)
    Более строгим и сдержанным, но основанным на том же принципе изобразительности, произведением Кронаки (авторство Кронаки документально не подтверждено) является церковь Сан Сальваторе аль Монте во Флоренции. Плоско крытая, вытянутая в плане церковь, лишенная трансепта, но снабженная сводчатыми боковыми капеллами и квадратным хором, восходит к типу однонефных церквей, аналогичных Сант Андреа в Мантуе, только без купола. Ниши, оконный и дверной проемы с их обрамлением образуют систему композиционных пятен, оживляющих поверхность аскетически гладких стен фасада.
    Классическая в своей основе ордерная композиция интерьера и фасадов базилики, их строгость и сдержанность не могут, однако, уничтожить общего впечатления некоторой абстрактности и декоративной условности. Это сказывается в отношении мастера к стене, как к отвлеченной геометрической поверхности, не имеющей определенной тектонической структуры; архитектурные элементы и детали не то опираются на нее (наличники окон), не то свободно висят на ее поверхности, подобно картинам.
    Кронака обладал развитым чувством архитектурного ритма, пропорций, цвета и старался сблизить архитектурные и живописные средства художественной выразительности. В обработке плоскости фасадной стены он увидел новые возможности создания живописного эффекта — сложных линейных ритмов, контрастов геометрически четких поверхностей. Покрывающие их изображения неизменно заключаются мастером в рамки пластических, чисто архитектурных форм, которые облегчают восприятие основных членений.
    В творчестве Кронаки сильнее и ярче всего сказалось развитие декоративных тенденций позднего кватроченто. Созданная Брунеллеско и его современниками архитектурная система утратила в творчестве Кронаки реалистический архитектурный образ, переродилась в комплекс декоративно-изобразительных средств.
data-matched-content-rows-num="1" data-matched-content-columns-num="5" data-matched-content-ui-type="image_card_stacked"
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню