Архитектура конца XV и начала XVI вв. Сарагосса, Биржа. Гранада, Каса дель Шапис. Севилья, Аюнтаменто - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Архитектура конца XV и начала XVI вв. Сарагосса, Биржа. Гранада, Каса дель Шапис. Севилья, Аюнтаменто

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Испании
    Очень характерные примеры взаимодействия новых художественных тенденций, сложившихся традиций и местных особенностей сохранились в Арагоне. Наиболее значительными из них являются здания биржи и Аудиенсии (верховного суда) в Сарагосее.
Сарагосса. Биржа. Фасад, интерьер, 1537—1551 гг.
Сарагосса. Биржа. Фасад, интерьер, 1537—1551 гг.
    Основу плана здания биржи, законченной в 1551 г., составляет обширный зал для торговых сделок. Он разделен колоннами на три нефа, перекрытых крестовыми сводами. Зал, освещенный высоко расположенными окнами, имеет хорошие пропорции и производит впечатление почти церковной торжественности. В архитектуре интерьера отражается влияние различных художественных культур. Нервюрные своды сооружены в готических традициях, в то время как поддерживающие их опоры уже приняли форму колонн, увенчанных капителями с ионическими завитками. Над капителями пучки нервюр связаны декоративным поясом, скомпонованным из геральдических элементов. На высоте, примерно соответствующей пьедесталу, колонну охватывает декоративный пояс из масок и орнамента.
    Верхний ярус здания завершен аркадой и пышным венчающим карнизом, близким по профилировке к карнизам итальянских ренессансных зданий. Аркада галереи выразительна и тектонична. Простыми, органичными и естественными для кирпичной конструкции средствами созданы красивые контрасты светотени на простом: и несколько суровом фасаде. Архитектура биржи, сочетая разнородные элементы, обладает очень ярким местным колоритом.
    Не менее характерно для арагонского платереско и другое крупное здание Сарагоссы — Аудиенсия, бывший дворец герцогов Луна, построенный в середине XVI века архитектором Туделийа.
    Яркий и своеобразный вариант испанского Возрождения сложился в южных провинциях Испании, в частности в крупных торговых центрах Андалусии, долгое время находившихся в тесном контакте с мавританской культурой.
    Типичным примером андалузского дома зажиточного горожанина является Каса дель Шапис в Гранаде. Центральным ядром дома является скромное патио, вокруг которого группируются хозяйственные и жилые помещения. По трем сторонам патио проходит узкая галерея, поддерживаемая деревянными стойками, завершенными своеобразными капителями, поверх которых положены поддерживающие прогон подбалки с резными концами. Лестницы заключены по мавританской традиции в каменные стены.
Гранада. Каса дель Шапис, XVI в. Фрагмент дворика
Гранада. Каса дель Шапис, XVI в. Фрагмент дворика
Гранада. Каса дель Шапис, XVI в. План
Гранада. Каса дель Шапис, XVI в. План
    В композиции интерьера воздействие новых форм, уже широко распространенных в монументальной архитектуре Гранады, еще почти не чувствуется. В форме капителей, завершающих стойки галереи патио, сказывается подражание мастера-мудехара виденному им в новых сооружениях дорическому ордеру. В остальном мастера и застройщики остались верны традициям народной архитектуры мудехаров и украсили интерьер лишь привычной резьбой деревянных кронштейнов над стойками галереи и концов стропил, мавританской плетенкой в тимпанах арок да небольшими вставками из поливных изразцов, оживляющих яркими пятнами беленые стены комнат.
    Несмотря на стойкость мавританских композиционных и декоративных приемов, архитектура Севильи под влиянием новых идей быстро прогрессировала. Элементы мавританской архитектуры постепенно исчезали из работ мастеров платереско. Традиции мавританской художественной культуры сохраняются лишь в декоративной насыщенности зданий.
    В середине XVI в. в Севилье было выстроено великолепное здание Аюнтаменто (городского совета), в котором очень наглядно проявились новые архитектурные приемы. Автору этого здания, архитектору и скульптору Диего де Рианьо, принадлежал проект и руководство первым периодом постройки (1527—1534 гг.). После его смерти руководство перешло к его ученикам — Арнао и Хуану Санхец. По проекту Рианьо были выполнены только первые два этажа одного из крыльев здания.
Севилья. Аюнтаменто (здание городского совета), начато в 1527 г. Диего де Рианьо. Фрагмент фасада
Севилья. Аюнтаменто (здание городского совета), начато в 1527 г. Диего де Рианьо. Фрагмент фасада
    Плоскость стены заполнена сложной декорацией обрамления окон и резными лентами фризов, с мотивами гротесков, играющих путти и фантастических растений. Геральдические щиты и скульптурные медальоны еще больше усложняют декоративную композицию, скрывающую массивную кладку стены из крупных гладко отесанных каменных блоков. По трактовке ордера и насыщенности орнаментикой фасад севильского Аюнтаменто напоминает фасад монастыря Сан-Марко в Леоне. Однако здесь ордер сохраняет значение ведущей композиционной темы. Обрамление окон выполнено в более мелком масштабе и, несмотря на всю сложность и насыщенность, не мешает восприятию основного ритма колонн и пилястр.
    Во всем многообразии архитектурных произведений, созданных в конце XV и начале XVI вв. в различных провинциях Испании, можно выявить некоторые общие черты. К наиболее существенным из них относятся: широкое применение приема объединения всех внутренних помещений жилых и гражданских зданий вокруг внутренних двориков; использование в конструкциях системы готических крестовых сводов, мавританских деревянных потолков «артесонадо»; необычайное изобилие и изощренность орнаментации; умение испанских зодчих создать органический художественный сплав из различных стилистических элементов и, наконец, чисто декоративная трактовка ордера.
    Все эти особенности определяют глубокое национальное своеобразие платереско — этого испанского варианта раннего Возрождения, по-разному развивавшегося в конце XV — начале XVI вв. в различных провинциях Испании.
data-matched-content-rows-num="1" data-matched-content-columns-num="5" data-matched-content-ui-type="image_stacked"
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню