Архитектура середины и второй половины XV в. Жилые дома. Анже, Ле-Ман Фахверковый дом. Бурж, Дом Жака Кэра. Замок Плесси-ле-Тур. Париж, Отель де Клюни - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Архитектура середины и второй половины XV в. Жилые дома. Анже, Ле-Ман Фахверковый дом. Бурж, Дом Жака Кэра. Замок Плесси-ле-Тур. Париж, Отель де Клюни

Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения > Архитектура эпохи Возрождения в Западноевропейских странах > Архитектура Франции
    Жилые дома. В XV в. первостепенную роль для формирования архитектуры стало играть строительство домов богатых людей. Видное место по-прежнему занимал в городской архитектуре того времени фахверковый дом — жилище людей самого различного состояния и общественного положения.
    Фахверковые дома во второй половине XV в. целиком подчинялись традиции средневековья в планировке, конструкции и характере декора. Планировка дома, как правило, чрезвычайно проста — в каждом этаже одна-две комнаты. Дом обычно имел три-четыре этажа с винтовой лестницей. При доме имелся небольшой двор. В художественном облике более богатого дома первостепенную роль играла деревянная резьба в виде сложной профилировки междуэтажных карнизов и скульптурного обрамления проемов, а также на стойках конструкции. Резьба и скульптура на фахверке в рассматриваемый период целиком построена на средневековых художественных мотивах — свободно трактованных фигурах людей и животных.
    Хорошими примерами фахверкового строительства во второй половине XV и начале XVI в. могут служить жилые дома: в Анже (со срезанным позднее щипцом) и более богатый — в Ле-Мане.
Анже. Фахверковый дом, XV в. — начало XVI в. Общий вид
Анже. Фахверковый дом, XV в. — начало XVI в. Общий вид
Анже. Фахверковый дом, XV в. — начало XVI в. План второго этажа
Анже. Фахверковый дом, XV в. — начало XVI в. План второго этажа
Ле-Ман. Фахверковый дом, XV в. — начало XVI в.
Ле-Ман. Фахверковый дом, XV в. — начало XVI в.
    Дом в Анже, известный под названием Дома Адама, расположен на углу улиц и по существу представляет собой соединение двух первоначально отдельных домов, из которых архитектурно наиболее интересен угловой. Его жилой этаж включает две большие комнаты, хорошо освещенные с улицы, с каминами и восьмигранной формы эркером в одной из них (на углу). Между комнатами у фасадной стены помещалась уборная, по-видимому, с выгребом на улицу. Планировка меньшего дома типична для мелкой жилой застройки французских городов того времени: узкий план в одно окно на улицу, со сквозным проходом в маленький дворик позади дома, ограниченный стенами соседних зданий.
    Важнейшим памятником переходного периода от готики к Возрождению является выстроенный в середине XV в. в Бурже и в целом хорошо сохранившийся дом Жака Кэра — управляющего государственными финансами при Карле VII.
    Планировка дома удовлетворяла разнообразным требованиям быта его владельца. Формы и размеры помещений — жилых комнат, парадных залов, церкви, переходных галерей, хорошо оборудованной кухни — дифференцированы соответственно их назначению, так же как и формы перекрытий. По передней и по боковым сторонам просторного парадного двора расположены домовая церковь, помещение для смотрителя-сторожа и галереи, которые могли служить своего рода приемными для многочисленной клиентуры владельца. Центром жилого корпуса в первом этаже был большой зал, служивший, очевидно, парадной столовой. Справа к нему примыкает группа кухонных помещений, имевших особый выход на улицу через боковой дворик и отдельный коридор. Слева — несколько, по-видимому, жилых помещений, с выходом через левый боковой дворик и галерею. Во втором этаже планировка примерно такая же, но над кухней здесь жилые комнаты, связанные с боковой галереей.
Бурж. Дом Жака Кэра, середина XV в. Уличный фасад
Бурж. Дом Жака Кэра, середина XV в. Уличный фасад
Бурж. Дом Жака Кэра, середина XV в. Двор
Бурж. Дом Жака Кэра, середина XV в. Двор
Бурж. Дом Жака Кэра, середина XV в. Галерея
Бурж. Дом Жака Кэра, середина XV в. Галерея
Бурж. Дом Жака Кэра, середина XV в. Фрагменты входа, планы
Бурж. Дом Жака Кэра, середина XV в. Фрагменты входа, планы
    План дома далек от строгой регулярности и симметрии из-за неправильной формы участка и имевшихся на нем более ранних сооружений. Художественные вкусы времени сказались в группировке его корпусов, различных по форме и высоте, перекрытых раздельными кровлями, несходных по архитектурной разработке и в то же время образующих единое целое.
    Церковь над воротами составляет композиционный центр главного уличного фасада. Винтовые лестницы во дворе и снаружи дома помещены в башнях, которые выступают из плоскости стены, составляя по готической традиции самостоятельное звено в многосложной композиции здания, изобилующей сильными контрастами, подчеркнутыми архитектурными вертикалями. О былой внутренней архитектуре дома дают некоторое представление интерьеры галерей, церкви и лестницы у ворот с их различными формами сводчатых перекрытий (коробовых, крестовых, килевых в разрезе), свободной расстановкой разных по величине окон, а также росписью и скульптурой.
    Архитектурный декор дома Кэра в большой своей части высечен в камне — основном строительном материале здания, красиво использованном в его наружных фасадах и отчасти в интерьере.
    Дворцы. Королевские дворцы Лувр и Сен-Поль Карла V до нашего времени не дошли. Ко второй половине XV в. относится королевский замок Плесси-ле-Тур, построенный между 1463—1472 гг. и в настоящее время в большей части разрушенный.
Плесси-ле-Тур. Замок близ Шинона. 1463—1472 гг. Жан Дюшемен, Жан Тибо, Жан Реньяр
Плесси-ле-Тур. Замок близ Шинона. 1463—1472 гг. Жан Дюшемен, Жан Тибо, Жан Реньяр
    Интерес представляют новый характер замка — загородного дворца и его относительно простые архитектурные формы: высокие крыши, люкарны, каменные крестовины крупных окон, лестничные башни, аркадная галерея, характерная для городских и загородных дворцов того времени. В качестве предположительных строителей замка называют трех «королевских мастеров»: Жана Дюшемена, Жана Тибо и Жана Реньяра.
    Строительство королевских дворцов в более широких масштабах началось несколько позднее — на рубеже XV и XVI вв.
    Хорошо сохранился Отель де Клюни в Париже, построенный в конце XV в. для клюнийского аббатства. Дом в основном двухэтажный, с дополнительным этажом непосредственно под кровлей, выстроен на месте древних римских терм с использованием (в особенности на западной стороне) оставшихся от них частей. Главные помещения расположены по трем сторонам парадного двора, который отгорожен от улицы массивным каменным забором, увенчанным машикулями.
Париж. Отель де Клюни. Конец XV в.
Париж. Отель де Клюни. Конец XV в.
Париж. Отель де Клюни. Конец XV в.
Париж. Отель де Клюни. Конец XV в.
    В короткое заднее крыло вынесена церковь со сквозным проходом под ней, соединяющим сад позади главного дома и хозяйственный двор в левом углу участка. В этой же стороне в древних стенах римской постройки находится большой зал с входом со стороны парадного двора через открытую галерею в левом, выступающем крыле корпуса. Мотив галереи красиво уравновешен в композиции двора граненым башнеобразным объемом парадной лестницы, в которой богатым декором выделен низ с главным входом в дом.
    Архитектурные формы дома целиком позднеготические и в некоторых деталях напоминают дом Жака Кэра в Бурже.
    Сложной архитектуре Отеля де Клюни свойственны сравнительное спокойствие общей композиции и ясность соотношения декора и основных архитектурных форм.
    Французская культовая архитектура в это время переживала непродолжительную вспышку уходившей «пламенеющей готики». Архитектура этого стиля в существенных чертах оставалась традиционной готической: мало что изменялось в плане и в общем объемном построении культового здания, не говоря о его конструкции.
    Более подробное освещение французской культовой архитектуры второй половины XV в. обычно находит себе место при рассмотрении французской готики.
data-matched-content-rows-num="1" data-matched-content-columns-num="5" data-matched-content-ui-type="image_stacked"
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню