Храмы: Венеры и Ромы, Адриана, Антонина и Фаустины, Изиды и Сераписа - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Храмы: Венеры и Ромы, Адриана, Антонина и Фаустины, Изиды и Сераписа

Архитектура античного мира > Римская империя. Общественные сооружения
Рим. Храм Венеры и Ромы. Фрагмент интерьера целлы
Рим. Храм Венеры и Ромы. Фрагмент интерьера целлы
Рим. Храм Венеры и Ромы, 121—140 гг. Современный вид
Рим. Храм Венеры и Ромы, 121—140 гг. Современный вид
    Вспышка эклектизма при Адриане особенно сильно проявилась в зодчестве, сочетавшем с римской конструктивной основой черты греческой и восточной архитектуры. В этом отношении характерен воздвигнутый по проекту самого императора храм Венеры и Ромы (121 —140 гг.) на Римском форуме, подвергнутый Аполлодором критике за непропорциональность некоторых его частей. Внешне это периптер греческого типа с удлиненным объемом целлы. Но ядро сооружения составлено из двух одинаковых, типично римских храмов, соприкасающихся апсидами, в одной из которых помещалась статуя сидящей Венеры, в другой — Ромы. Каменные стены храма несли деревянные стропила, перекрывавшие более чем 20-метровые пролеты целл. Коринфские колонны периптера (10x20) — из белого лунийского мрамора. Этот самый грандиозный из храмов империи (107x55 м) был поставлен на высокую платформу (120X145 м), вдоль длинных сторон которой проходили колоннады из серого гранита с белыми мраморными капителями. Колоннады в центре образовывали пропилеи. К торцам подия примыкали лестницы: парадная широкая была обращена к Священной дороге, а две узкие боковые — к Колизею. Остатки храма дошли в перестройке Максенция, усилившей его римские черты, когда каменные стены были заменены бетонными с мраморной облицовкой, а деревянное покрытие — кессонированными сводами. Интерьер с инкрустированным цветным мрамором полом, со скульптурами в нишах, обрамленных эдикулами на кронштейнах, с огромными статуями Венеры и Ромы в апсидах в обрамлении порфировых колонн поражал величием и пышностью. Храм богиням — покровительницам Рима и императорской власти, сопоставленный с храмами древнего Римского форума, — поражал размерами и размахом и наглядно демонстрировал достигнутое империей могущество.
Рим. Храм Венеры и Ромы. План
Рим. Храм Венеры и Ромы. План
Рим. Храм Венеры и Ромы. боковой фасад
Рим. Храм Венеры и Ромы. боковой фасад
Рим. Храм Венеры и Ромы. продольный разрез
Рим. Храм Венеры и Ромы. продольный разрез
    Идея военного господства Рима над современным ему миром была положена в основу Адрианеума — храма Адриана в Риме, законченного около 149 г. Храм, использующий тип периптера, но в римском его варианте и со сводчатым покрытием, был украшен внутри рельефными фигурами, олицетворяющими подвластные Риму провинции. В расположении рельефов использован восточный прием: они помещены на пьедесталах полуколонн, членящих стены, а промежутки подия между ними заполнены военной арматурой.
Рим. Храм Адриана, около 149 г. рельефы подия интерьера
Рим. Храм Адриана, около 149 г. рельефы подия интерьера
Рим. Храм Адриана, около 149 г. план
Рим. Храм Адриана, около 149 г. план
Рим. Храм Адриана, около 149 г. Современный вид бокового фасада
Рим. Храм Адриана, около 149 г. Современный вид бокового фасада
Римский форум. Храм Антонина и Фаустины, 141 г. н. э. Фрагмент верхней части
Римский форум. Храм Антонина и Фаустины, 141 г. н. э. Фрагмент верхней части
   Своеобразием простильного храма Антонина и Фаустины на Римском форуме (141 г. н э.) являлся рельефный фриз, в котором повторялись изящно очерченные изображения грифонов, жреческих сосудов и гирлянд.
Римский форум. Храм Весты, начало III в. н. э. Современное состояние
Римский форум. Храм Весты, начало III в. н. э. Современное состояние
    К III в. строительство новых храмов в Риме почти прекратилось. В начале III в. был заново перестроен храм Весты и атрий весталок на Римском форуме. Круглый периптер с коринфскими колоннами на отдельных пьедесталах приобрел характерный для построек времени Северов облик с нечеткими контурами рельефов фриза и неглубокой порезкой орнаментации. Расширенный атрий включал кроме жилых комнат весталок ряд подсобных помещений вокруг двора, украшенного фонтанами и статуями.
    Наряду с храмами римским богам и императорам в столице и ряде других городов Италии уже в I в. до н. э. существовали храмы восточным богам.
    Изображение религиозной церемонии Изиды сохранилось на фреске в Геркулануме.
Геркуланум. Фреска с изображением религиозной церемонии у храма Изиды
Геркуланум. Фреска с изображением религиозной церемонии у храма Изиды
Рим. Святилище Изиды и Сераписа, конец I в. н. э. План
Рим. Святилище Изиды и Сераписа, конец I в. н. э. План
Помпеи. Храм Изиды, I в. ц. э. план
Помпеи. Храм Изиды, I в. ц. э. план
Помпеи. Храм Изиды, I в. ц. э. Современный вид
Помпеи. Храм Изиды, I в. ц. э. Современный вид
    В Риме в 43 г. до н. э. на Марсовом поле было сооружено святилище египетских богов Изиды и Сераписа, позднее перестроенное Домицианом. Оно представляло собой полукруглую ограду, окруженную портиком, с апсидой в центре и экседрами по бокам, видимо, предварявшуюся прямоугольным двором. В Помпеях имелся храм Изиды — разновидность простиля на высоком подии с двумя экседрами, фланкирующими целлу, вторым — боковым — входом в нее и поперечным разделением интерьера. Храм стоял в центре перистильной ограды, к задней стене которой примыкали два зала — для церемонии посвящения и для общих трапез верующих — с росписями на египетские религиозные сюжеты. Перед храмом, слева от лестницы, находились алтарь и резервуар со священной водой из Нила, защищенный храмиком восточных форм с антаблементом в центре, изогнутым по форме арки.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню