Храмы: Марса Ультора, Диоскуров, Конкордии, Веспасиана - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Храмы: Марса Ультора, Диоскуров, Конкордии, Веспасиана

Архитектура античного мира > Римская империя. Общественные сооружения
Рим. Храм Марса Ультора, 2 г. до н. э. Современный вид
Рим. Храм Марса Ультора, 2 г. до н. э. Современный вид
Рим. Храм Марса Ультора, 2 г. до н. э. деталь карниза
Рим. Храм Марса Ультора, 2 г. до н. э. деталь карниза
Рим. Храм Марса Ультора, 2 г. до н. э. профили антаблемента
Рим. Храм Марса Ультора, 2 г. до н. э. профили антаблемента
1 — верхний киматий кессона; 2 — второй киматий кессона; 3 — четвертной вал с иониками у основания кессона; 4 — киматий, венчающий архитрав; 5 — бусы между фасциями архитрава
    Грандиозный масштаб сооружений Империи проявился в храме Марса Ультора на форуме Августа (2 г. до н. э.). При фасаде шириной 35 м колонны достигали высоты около 18 м. Стройный восьмиколонный пикностиль италийского типа был дополнен апсидой, расположенной выше уровня пола и замыкавшей главную ось храма и всего форума. Особенностью интерьера, деревянное перекрытие которого несли стены целлы, были декоративные колоннады вдоль стен. Белизна мраморных стен и колонн, прекрасные формы классических римско-коринфских капителей, кессоны портика и искусная порезка деталей антаблемента придавали торжественность монументальному династическому храму Юлиев.
Римский форум. Храм Диоскуров, 6 г. н. э. Современный вид
Римский форум. Храм Диоскуров, 6 г. н. э. Современный вид
Римский форум. Храм Диоскуров, 6 г. н. э. План
Римский форум. Храм Диоскуров, 6 г. н. э. План
    К храму Марса Ультора по размерам (30x50 м), стройным пропорциям, ордеру и декору был близок храм Диоскуров на Римском форуме, реконструированный в 6 г. до н. э. Подобно соседнему храму Юлия, храм Диоскуров, являвшийся периптером, также был приспособлен для выступлений ораторов. Передняя часть его подия, не имевшая ступеней, служила трибуной, на которую поднимались по боковым лестницам. На уровень целлы приводил широкий марш лестницы. Выступы подия по ее сторонам служили пьедесталами для конных статуй Кастора и Поллукса. Своеобразны изысканные капители храма с переплетающимися средними завитками.
Римский форум. Храм Конкордии, начало I в. н. э. Карниз
Римский форум. Храм Конкордии, начало I в. н. э. Карниз
Римский форум. Храм Конкордии, начало I в. н. э. План
Римский форум. Храм Конкордии, начало I в. н. э. План
Римский форум. Храм Конкордии, начало I в. н. э. профили (по Тэбельманну)
Римский форум. Храм Конкордии, начало I в. н. э. профили (по Тэбельманну)
1 — венчающим гусек; 2 — киматий над выносной плитой; 3 — выносная плита; 4 — кессон; 5 — модульоны; 6 —ионики и бусы между модульонами и зубчиками; 7 — киматий над фризом; 8 — верхний профиль архитрава
    Одновременно был перестроен древний храм Конкордии, повторявший поперечным расположением целлы республиканский храм Вейовы. Целла (45X24 м) заслоняла субструкции Табулария. Необычны коринфские капители шестиколонного портика — вместо волют в них сдвоенные бараньи головы. Остатки карниза свидетельствуют о его высоком художественном качестве: четко выраженная тектоника элементов сочеталась с живописностью сочного оживленного светотенью растительного орнамента и великолепным качеством резьбы по мрамору. Зрелое совершенство декора этих храмов знаменовало расцвет Августова классицизма.
Римский форум. Храм Веспасиана, 79 г. н. э. Карниз
Римский форум. Храм Веспасиана, 79 г. н. э. Карниз
Римский форум. Вид на остатки храма Веспасиана (слева) и портик храма Сатурна (справа)
Римский форум. Вид на остатки храма Веспасиана (слева) и портик храма Сатурна (справа)
    Ко 2-й половине I в. декор утратил классическую ясность построения. В соседнем с храмом Конкордии простильном храме Веспасиана (79 г.), заслонившем собой лестницу с форума на Капитолий, модульоны карниза, густо покрытые растительными мотивами, тонут в орнаменте и перестают восприниматься как несущие элементы. Изменился и характер мраморной резьбы: орнаментация вырезана глубоко, но плоскостно, а ряд предметов жреческого обихода на фризе трактован с сухим натурализмом.
Помпеи. Храм Веспасиана, конец I в. н. э. Эдикула
Помпеи. Храм Веспасиана, конец I в. н. э. Эдикула
    Со 2-й половины I в. в некоторых храмах замечается отход от традиционных форм. Два культовых сооружения на форуме Помпеи необычны по плану. Одно из них — храм Веспасиана, который не имел портика и делился на три части — вестибюль с плоскими эдикулами на стенах, среднюю часть и за нею — три служебных помещения. Средняя часть играла роль пронаоса, у задней стены которого на возвышении находилась эдикула, заменившая целлу. Находившийся рядом с храмом Веспасиана Атрий городских ларов, по-видимому, воспроизводил в большом масштабе устройство частных ларариев. Он был открыт в сторону форума, имея алтарь в центре, апсиду по главной оси и две прямоугольные экседры близ входа.
Помпеи. Форум. план
Помпеи. Форум. план
1 — храм Юпитера; 2 — мацеллум; 3 — атрий городских ларов; 4 — храм Веспасиана; 5 — здание Евмахии; 6 — комиций; 7 — архив; 8 — курия; 9 — здание эдилов; 10 — базилика; 11 — храм Аполлона; 12 — рынок; 13 — латрина
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню