Декор - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Декор

Архитектура античного мира
Пьяцца Армерина. Фрагмент мозаики пола дворца
Пьяцца Армерина. Фрагмент мозаики пола дворца
Пьяцца Армерина (Сицилия). Мозаика пола дворца
Пьяцца Армерина (Сицилия). Мозаика пола дворца
    В период империи декор отличался разнообразием форм и богатством материала.
    Монументальные здания нередко облицовывались мрамором и имели бронзовые двери и кровли из бронзовой или позолоченной черепицы. В наружной облицовке широко применялись также узорчатая кладка из цветного кирпича и туфа и цветная штукатурка. Вместо применявшихся раньше терракотовых или туфовых фризов из гирлянд и букраниев фасады зданий украшались мраморными рельефами и фризами сложного рисунка (храмы Веспасиана, Антонина и Фаустины и др.).
    Венчающие части некоторых сооружений (триумфальных колонн и арок, мавзолеев, трофеев, реже других зданий) завершались статуей, скульптурной группой или квадригой.
Остия. Мозаичный пол терм
Остия. Мозаичный пол терм
Остия. Мозаика терм Семи мудрецов
Остия. Мозаика терм Семи мудрецов
Остия. Театр, I—II вв. н .э . современный вид портика перед театром
Остия. Театр, I—II вв. н .э . современный вид портика перед театром
    В интерьере здания все его части — пол, стены и своды — использовались для создания парадного красочного убранства целого. Мозаичные полы выкладывались иногда из крупных плит, но чаще из мелких кусочков мрамора двух или более цветов. Они отличались богатством оттенков камня, тонким вкусом их сопоставления, разнообразием узоров растительного и геометрического орнамента и мастерством исполнения сюжетных панно. Рядовыми примерами являются полы нимфея и терм в Остии и мозаичные полы с изображениями кораблей под портиками форума Остии. Великолепна мозаика терм Семи мудрецов в Остии. В очертаниях групп нереид и тритонов, плывущих на морских животных, преобладает волнообразный ритм, который прекрасно передает ощущение легкого колебания фигур при движении в водной стихии. Особенно выделяются сложностью сюжетов и высоким качеством мозаики панно пола ряда помещений императорского дворца близ Пьяцца Армерина, изображающие охоту, подвиги Геракла и другие сюжеты.
    В небогатых домах, а также в зданиях утилитарного назначения полы делались кирпичные, обычно выложенные в елочку.
Помпеи. Фрагмент росписи дома Веттиев, III стиль
Помпеи. Фрагмент росписи дома Веттиев, III стиль
Помпеи. Роспись III стиля, 15—1 гг. до н. э.
Помпеи. Роспись III стиля, 15—1 гг. до н. э.
Геркуланум. Деталь стенной росписи, 50—79 гг. н. э., IV стиль
Геркуланум. Деталь стенной росписи, 50—79 гг. н. э., IV стиль
    Декорации стены уделялось большое внимание при оформлении интерьера. В императорских дворцах и крупных общественных зданиях стены обычно облицовывались белым или цветным мрамором. В жилых домах и виллах применялись фрески. В начале империи еще употреблялся II стиль росписей, который после 14 г. н. э. сменился III стилем. Этот стиль отразил присущий искусству Августа принцип классического равновесия. Если архитектурные перспективы росписей II стиля создавали иллюзию прорыва стен и объединения пространства интерьера с природным окружением, то в III стиле росписи подчеркивают плоскость стены. Ее средняя зона, покрывавшаяся черным, красным или желтым цветом, трактовалась как обрамленный орнаментальной каймой ковер, в центре которого помещалось живописное панно с миниатюрными фигурами. Таковы росписи виллы Цицерона в Помпеях. Благодаря обилию египетских мотивов в сюжетах и орнаменте этот стиль росписей называют египтизирующим. После 63 г. н. э. его заменил IV стиль, продолжавшийся до 79 г. н. э. Он явился развитием в большей степени II, чем III, стиля и отразил тот дух беспокойных исканий динамики архитектурного пространства и архитектурной формы, который назревал в это время и выразился со всей полнотой в архитектурной практике периода Флавиев.
    В росписях IV стиля архитектурные мотивы фантастичны, в них часто искажена перспектива, перепутаны планы и теряется ощущение реальности. В поздней стадии IV стиля эта тенденция усиливается: амуры, птицы и растения изображаются в неопределенном пространстве.
Росписи и мозаики II—IV вв. Рим. Фрагмент росписи из гробницы Клодия Гермеса, 160—170 гг. н. э.
Росписи и мозаики II—IV вв. Рим. Фрагмент росписи из гробницы Клодия Гермеса, 160—170 гг. н. э.
    Росписи общественных и жилых зданий II—IV вв. не сохранились, но представление о дальнейшем направлении развития античных стенописей дают фрески гробниц и катакомб этого периода. Они крайне упрощены по композиционному и цветовому решению сравнительно с росписями начала империи. В них еще более суживается круг сюжетов, сводясь главным образом к изображениям птиц, растений и ваз. Из сюжетных панно все более исчезает пространство, предметы делаются плоскостными, а фон — нейтральным. В росписях катакомб поздней империи человеческий образ сохраняется, но и он теряет реальность, становясь бесплотно одухотворенным. Та же эволюция происходит и в мозаике. Достаточно сравнить полные жизни, движения и страсти борьбы фигуры в мозаике позднереспубликанского времени "Битва Александра с Дарием" с аналогичными по теме мозаиками дворца виллы близ Пьяцца Армерина периода конца античности, где внешняя динамика сцен борьбы с животными сочетается с внутренней застылостью и разобщенностью взаимодействующих персонажей, которые утратили свою объемность.
Росписи и мозаики II—IV вв. Рим. Фрагмент росписи из гробницы Двух больших орант, начало IV в. н. э.
Росписи и мозаики II—IV вв. Рим. Фрагмент росписи из гробницы Двух больших орант, начало IV в. н. э.
Росписи и мозаики II—IV вв. Геркуланум. Мозаика II в. н. э.
Росписи и мозаики II—IV вв. Геркуланум. Мозаика II в. н. э.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню