Театры - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Театры

Архитектура античного мира > Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    Возникновение театральных зданий в древней Греции тесно связано с культом бога виноделия — Диониса. Еще в эпоху архаики в честь его совершались сельские празднества, сопровождавшиеся хороводами, песнопениями и игрищами, посвященными мифу о страстях этого бога, умирающего и вновь воскресающего.
    Эти игрища явились тем зерном, из которого выросла греческая драма, потребовавшая потом специальных театральных сооружений.
Театр в Форике, около 400 г. до н. э. (?). План
Театр в Форике, около 400 г. до н. э. (?). План
    Вначале эти празднества носили скромный характер. Хоровод жителей поселка, исполняя песнопения, двигался по кругу. Постепенное отделение партии запевалы и обмен репликами между ним и хором приводят к выделению сначала одного, затем двух, трех и более актеров.
Развитие греческого театра (на примере театра в Эретрии)
Развитие греческого театра (на примере театра в Эретрии)
1 — схематический разрез театра; 2 — первоначальный вид скены и ее вид после перестройки (реконструкция);
план театра:
Первоначальное устройство конца IV в. до н. э.: 1 — скена; 2 — параскении; 3 — орхестра; г — уровень орхестры и уклон театрона.
Перестройка III в. до н. э.: 1 — расширенная скена; 2 — пароды; 3 — заглубленная орхестра; 4 — уровень орхестры и уклон театрона после перестройки; 5 — проскений; 6 — логейон; 7 — подземные ходы
    Архитектура театрального сооружения развивалась в соответствии с развитием греческой драмы. Основными элементами древнейших театров, примитивное устройство которых сохранялось, по-видимому, без существенных изменений до конца VI в. до н. э., были круглая площадка (орхестра), по которой двигался хор, около нее — палатка (скена) для переодевания актера (вначале единственного), по другую сторону— места для зрителей (театрон), обычно располагавшиеся полукругом по склону холма, около которого размещалась орхестра, чтобы создать лучшую видимость и акустику.
    Греческие театры были рассчитаны на то, чтобы в них могла собираться вся гражданская община; ввиду этого размеры их были весьма обширны — во много раз больше современных театров.
    Большая величина эллинских театров препятствовала превращению их в закрытые помещения, в чем не было и надобности в условиях греческого климата.
    Первые театральные сооружения имели временный характер и строились для каждого праздника заново. Там, где естественный склон был недостаточен, для зрителей возводились деревянные подмостки. Но такое временное устройство было слишком сложно, дорого и ненадежно (так, мы знаем о катастрофе деревянного театрона в Афинах); его стали заменять надежными каменными скамьями, сооружавшимися по склону холма, которому придавались правильные очертания, подобные полуворонке. Такие постоянные театроны появились в Греции уже в V в. до н. э.
    Однако форма театрона установилась не сразу. Так, относящийся к концу V в. до н. э. театр в Форике имел вытянутый несимметричный театрон, но сиракузский театр, самый большой в Сицилии, также построенный в конце V в. до н. э., уже имел правильную форму. Диаметр его достигал 138,6 м, число рядов для зрителей 59; из них 11 нижних были облицованы мрамором.
Планы скен некоторых греческих театров. Развитие проскения (схема В. Е. Быкова)
Планы скен некоторых греческих театров. Развитие проскения (схема В. Е. Быкова)
1 — Эретрия; 2 — Сегеста; 3 — Афины, театр Диониса; 4 — Эпидавр; 5 — Ороп; 6 — Мантинея; 7 — Делос; 8 — Приена; 9 — Ассос; 10 —Милет; 11 — Магнесия на Меандре; 12 — Сикион; 13 — Эфес
    В первых рядах находились постоянные почетные места для особо уважаемых граждан — проэдрии.
    Орхестра, служившая (как в трагедиях, так и в комедиях) местом действия хора, отделялась каменным бортом и утрамбовывалась или мостилась каменными плитами; на ней часто воздвигался алтарь, посвященный Дионису.
    Сценические постройки в классическую эпоху в большинстве случаев были деревянными, каменные сменили их главным образом уже в III в. до н. э.
    Так, дошедшие до нас надписи свидетельствуют о том, что в театре на о. Делосе замена временного, деревянного проскения постоянным каменным произошла только в 269 г. до н. э.
    Поэтому об устройстве скены в V—IV вв. до н. э. во многом приходится судить по письменным источникам, по развертыванию действия в греческой классической драме и по изображениям на вазах.
    С развитием бытовой комедии ордер проскения получил пропорции небольших колоннад.
    Скена представляла собой прямоугольное, обычно двухэтажное сооружение. Два прохода на орхестру (пароды) отделяли скену от аналемм — подпорных стенок, которыми завершался театрон.
    По концам скены часто выступали вперед небольшие крылья — параскении, особенно характерные, по-видимому, для театров метрополии и западных колоний. В эпоху эллинизма параскении исчезают.
    Во 2-й половине IV в. или в III. до н. э. появляется проскений — невысокая пристройка перед скеной, представлявшая собой ряд столбов, обработанных полуколоннами, иногда же ряд колонн, поставленных на низком стилобате на расстоянии 2—3 м от передней стены скены, соединенных с ней деревянным горизонтальным перекрытием, укладывавшимся по каменным балкам. Высота проскения колебалась между 2,5 и 3,6 м, и его перекрытие, логейон, было на одном уровне с основным этажом скены. Начиная с середины II в. до н. э. логейон, несомненно, был основным местом действия актеров. Но функции проскения в IV и III вв. до н. э. еще не вполне установлены; существует мнение, что на орхестре выступал не только хор, но и актеры, тогда как проскений являлся для них фоном и что логейон служил сценой лишь в исключительных случаях.
    Действующими лицами в греческой драме были актеры (обычно не более трех) и хор (в трагедии 12—15, в комедии 24 человека). Хор во время представления находился в орхестре, что же касается местопребывания актеров, то этот вопрос до сего времени вызывает разногласия исследователей. Одни полагают, что актеры выступали на проскении, другие — в орхестре. Возможно, что местом игры актеров в классическую эпоху была орхестра, а в эллинистический период — проскений (иногда именовавшийся поэтому "логейон", т. е. место, где говорят).
    Возможно, что с этими изменениями театральной техники связаны перестройки всех греческих театральных скен в III в. до н. э.
    Характерным примером последовательных изменений театрального строения является театр в Эретрии (конец IV в. до н. э. и позже). Из приводимых иллюстраций видно, как деревянная скена заменяется каменной, затем уширяется и приобретает более монументальные формы, как орхестра заглубляется и отодвигается к театрону, как благодаря этому образуется проскений.
    Театральное оборудование у греков было несложным. Представление совершалось днем, поэтому световых эффектов не было. Занавес, вероятно, отсутствовал. Машины были довольно примитивными. Главные из них — "подъемная машина", позволявшая появляться в воздухе богам, и эккиклема, деревянная площадка на колесах, выдвигавшаяся через дверь, чтобы показать зрителю происходящее "за сценой", например внутри дома.
    Перед скеной театра в Эретрии обнаружены мраморные рельсы, по-видимому, предназначавшиеся для эккиклемы. Устраивалась также при надобности и вышка, откуда могли говорить боги.
    Декорации выполнялись на съемных щитах, которыми закрывались проемы в стене скены и между полуколоннами проскения. По бокам скены располагались периакты - треугольные вращающиеся призмы, на каждой из сторон которых изображалась особая декорация (пинаки).
    Возможно, что в греческих театрах имелись также и приспособления для улучшения акустики, о которых упоминает Витрувий. Но в исследованных до настоящего времени греческих театрах пока не удалось обнаружить следов каких-либо резонаторов, помещавшихся, согласно описанию Витрувия, под скамьями для зрителей.
    Таким образом, уже в V в. до н. э. сложилась форма театрального представления и определились основные элементы греческого театрального здания.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню