Храм Аполлона в Ферме, Храм Афины Пронайи - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Храм Аполлона в Ферме, Храм Афины Пронайи

Архитектура античного мира > Архитектура греческой метрополии
    Материковая Греция с Пелопоннесом и прилегающими островами является той территорией, на которой сложились первые подлинно монументальные каменные сооружения и были разработаны основные формы и элементы дорической архитектуры и ордера. Дошедшие до нашего времени фрагменты дерево-сырцовых храмов VII в. до н. э. являлись уже настолько зрелыми образцами периптера, что должны были иметь целый ряд предшественников. Именно в этих не дошедших до нас постройках VIII и начала VII вв. до н. э. путем описанных выше исканий и были выработаны основные формы периптера, характерные для эпохи ранней архаики.
    Известно о существовании по крайней мере нескольких дерево-сырцовых периптеральных храмов в VII в. до н. э., в которых уже присутствовали все основные черты планировочного и пространственного построения, свойственного последующим сооружениям этого типа: вытянутая, окруженная колоннадой целла, предшествующий ей пронаос с двумя помещенными между антами опорами и такой же опистодом. Таков был (хотя его реконструкция предположительна) древнейший, известный на территории Пелопоннеса периптеральный храм Геры в Аргосе, сгоревший в 423 г. до н. э., от которого дошли остатки южной части стилобата со следами четырех стройных (диаметром около 70 см) колонн. Только основания их были из камня, а сами стволы, — по-видимому, деревянными; их относительно широкая расстановка (примерно через 3,5 м) свидетельствует о том, что антаблемент без сомнения был деревянным. В святилище Аполлона в Дельфах легендой отмечается последовательная смена по крайней мере четырех храмов, последний из которых (смененный в последующие эпохи еще двумя) был, по-видимому, воспет Гомером и идентифицируется Павсанием (Павсаний — путешественник II в. н. э., составивший первые дошедшие до нас описания греческих памятников и святилищ) с сооружением, сгоревшим в 548 г. до н. э. От этого храма до нас дошло лишь несколько плит стилобата и орфостатов, а также два канеллированных барабана колонн и фрагменты дорической капители, которые являются, по-видимому, более поздним добавлением и могут быть отнесены примерно к 600 г. до н. э. Стены целлы были сырцовыми, колонны скорее всего первоначально были деревянными и лишь впоследствии заменены каменными. Также в Дельфах, но в другом святилище, посвященном Афине Пронайи, был построен еще один периптеральный храм, примечательный тем, что ему принадлежат самые древние из известных нам каменных колонн.
    Во 2-й половине VII в. до н. э. были построены дерево-сырцовые антовые и периптеральные храмы также в Калидоне, Фивах, Тегее и других местах. Наибольшее значение среди них, однако, имеют храмы Аполлона в Ферме и Геры в Олимпии, на которых прежде ученые пытались проследить постепенный переход к строительству полностью каменных сооружений и зарождение дорического ордера.
    Храм Аполлона в Ферме, в Этолии, относящийся примерно к 640—630 гг. до н. э., был построен над фундаментом мегарона Б и возвышался на одноступенчатом основании. При этом главная ось здания была несколько изменена. Его размеры по стилобату 12,13X38,23 м. Храм состоял из узкого (шириной 4,6 м) вытянутого наоса и опистодома при относительно широких портиках. Пронаоса не было, и наос был открыт спереди во всю свою ширину. Конструкция стен была такая же, как и в других храмах этого периода: нижняя часть стены, сложенная из камня, служила цоколем для сырцовой кладки. Перекрытие и крыша были деревянные, кровля — черепичная.
    Наружная колоннада состояла из 5X15 деревянных колонн, поставленных на высокие круглые каменные базы. Внутри храма по продольной оси стояло 12 колонн, из которых десять приходилось на наос и две на опистодом. В VI в. до н. э. деревянные колонны наружной колоннады были заменены каменными. Вместо отдельных баз был сооружен общий ленточный фундамент; внутри же храма отдельные базы сохранились. Крыша имела фронтон только на переднем фасаде и вальму на заднем, подобно первому храму с его апсидой. Самое замечательное в этом храме — его керамические облицовки и украшения.
Ферм (Фермос). Храм Аполлона, около 640 г. до н. э. Метопа
Ферм (Фермос). Храм Аполлона, около 640 г. до н. э. Метопа
    Храм имел терракотовые метопы квадратной формы размером около 1 м, покрытые росписью по светлому фону, напоминающей коринфские вазовые росписи 630 г. до н. э. Деревянные триглифы, если они были, соответствовали действительным торцам балок, а терракотовые плиты метоп ставились, чтобы закрыть промежутки между ними. Таким образом, в этом храме фриз — один из важнейших элементов дорического ордера — был еще на очень ранней стадии формирования.
    Керамические плиты гейсона, заканчивавшиеся широкой полосой, орнаментированной плетенкой, лежали, возможно, на деревянных мутулах. Над гейсоном проходила богато декорированная терракотовая сима, на которой чередующиеся человеческие и львиные головы служили для водостока. Коньковая черепица заканчивалась девятилистной пальметтой, раскрашенной в темно-красный и черный цвета.
Ферм (Фермос). Храм Аполлона, около 640 г. до н. э. Реконструкция антаблемента (по Каверау)
Ферм (Фермос). Храм Аполлона, около 640 г. до н. э. Реконструкция антаблемента (по Каверау)
    В храме Аполлона в Фермосе отчетливо видна та роль, которую сыграла в поисках монументального облика дерево-сырцового храма керамика, в частности коринфского круга.
Ферм (Фермос). Храм Аполлона, около 640 г. до н. э. План
Ферм (Фермос). Храм Аполлона, около 640 г. до н. э. План
    Храм Афины Пронайи (что значит «находящейся перед храмом») был построен в середине VII в. до н. э. недалеко от главного дельфийского святилища (в так называемой Мармарии). После разрушения этого храма в середине VI века в результате обвала скалы, о чем рассказывает Геродот, на его месте был выстроен второй храм. Широкие плоские капители старого храма пошли на замощение новой целлы и поэтому сохранились. Расположение фундаментов первого дерево-сырцового храма установить не удалось, и точный план его остается неизвестным. Тем не менее этот храм является важным памятником в развитии ранней дорики. Его колонны были самыми стройными во всей эллинской архитектуре и имели наибольшее утонение. Измерение сохранившихся барабанов разных колонн (имеются остатки 12 колонн) позволяет установить, что отношение высоты к нижнему диаметру составляло 6,5:7. Об утонении ствола можно судить по отношению нижнего диаметра (0,517 м) и верхнего (0,312 м) — оно составляло 10 : 6. Колонны имели 16 очень неглубоких каннелюр. Колонны относят к 640 г. до н. э.
Дельфы. Святилище Афины Пронайи. Колонна I храма Афины Пронайи
Дельфы. Святилище Афины Пронайи. Колонна I храма Афины Пронайи
    На сплющенном эхине лежала очень широкая абака, незначительный выступ на верхней поверхности которой служил непосредственной опорой архитраву. Прием этот имел целью предохранить деревянные архитравы от загнивания; впоследствии, в каменном зодчестве, он исчез, и выступы на абаке встречаются снова только начиная с V в. до н. э., но имеют уже другое назначение.
Дельфы. Святилище Афины Пронайи. Генеральный план
Дельфы. Святилище Афины Пронайи. Генеральный план: 1 — алтарь; 2 — II храм Афины, около 500 г. до н. э. (построен на месте I храма, относящегося к середине VII в. до н. э.); 3 — III храм Афины, IV в. до н. э.; 4 — сокровищницы: Массалийская (слева) и Дорическая (Афинская?); 5 — Большой фолос, начало IV в. до н. э.
    Шейка капители не сохранилась, но полагают, что она имела западающую скоцию с венком из листьев. Существует, однако, реконструкция и без этого венка. Эта очень древняя форма капителей несомненно связана с эгейской, в частности микенской традицией.
    Пропорции и форма колонн, их необычайно большое утонение, древняя форма капителей, ранние, несовершенные приемы техники каменного строительства (без скрепления кляммерами) заставляют считать храм Афины Пронайи памятником самой начальной стадии перехода эллинской архитектуры к камню, когда новый материал еще не был освоен, а формы и пропорции деревянного зодчества целиком переносились в каменное.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню