Ансамбли архаической эпохи 2. Ансамбль святилища Аполлона в Дельфах - История архитектуры

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Ансамбли архаической эпохи 2. Ансамбль святилища Аполлона в Дельфах

Архитектура античного мира > Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    Дельфы, как уже отмечалось, были местом культа Аполлона — бога светлого, творческого начала, покровителя искусств и вместе с тем бога-прорицателя. Аполлон считался покровителем многих городских общин у эллинов, и ему было посвящено большое количество храмов архаической эпохи (в Дреросе, Фермосе, Коринфе, Милете, Кирене и др.). Главнейшие святилища этого бога служили местопребыванием оракулов, предсказывавших будущее отдельным гражданам и целым общинам. Особой известностью и влиянием пользовался оракул в Дельфах. Роль оракулов в древней Греции была очень велика, так как ни одно важное мероприятие в жизни государства обычно не проводилось без оракула.
Дельфы. Святилище Аполлона. Генеральный план
Дельфы. Святилище Аполлона. Генеральный план
1 — агора; 2 — главный вход; 3 — священная дорога; 4 — вотивный "Бык Керкиры"; 5 — вотивное сооружение (посвящение Лисандра, конец V в. до н. э.); 6 — посвящение аркадян; 7 — посвящение аргосцев (левая экседра VI в. до н. э., правая — конца VI или V в. до н. э.); 8 — сокровищница сикионян (конец V в. до н. э., под нею остатки древнего фолоса); 9 — сокровищница сифносцев (около 525 г. до н. э.); 10 — сокровищница книдян (около 525 г. до н. э.); 11 — сокровищница фиванцев(начало IV в. до н. э.); 12 — сокровищница беотян; 13 — сокровищница сиракузян (1-я половина V в. до н. э.); 14 — сокровищница потидейцев (то же); 15 — сокровищница афинян (около 510 г. до н. э.); 16 — сокровищница коринфян (начало VI в. до н. э.); 17 — сокровищница киренцев; 18 — булевтерий; 19 — колонна и сфинкс наксосцев (VI в. до н. э.); 20 — скала Сивиллы; 21 — копия Ники Пеония; 22 — большая "полигональная" стена; 23 — портик афинян (475 г. до н. э.); 24 — Платейский треножник (посвящение за победу при Платеях в 479 г. до н. э.); 25 — алтарь Хиоса; 26 — посвящение Гелона (за победу при Гимере в 480 г. до н. э.); 27 — посвящение фессалийцев; 28 — храм Аполлона Пифийского (V храм, конец VI в. до н. э.); 29 — вотивная скульптура работы Леохара и Лисиппа "Львиная охота Александра Великого"; 30 — театр (перестроен в середине II в. до н. э.); 31 — лесха книдян (около 468—465 гг. до н. э.); 32 — резервуар
    Ансамбль святилища Аполлона в Дельфах был много богаче и сложнее олимпийского святилища. Природа здесь совершенно другая. Священный участок расположен в уединенной и суровой лощине между двумя мощными горными кряжами — Федриадами. Сооружения святилища теснятся на склоне, почти под самыми скалами, которые невдалеке образуют ущелье со священным источником. Двуглавая вершина Парнаса доминирует над ландшафтом. Противоположная сторона ущелья покрыта лесом. В расселинах скал отовсюду пробиваются ручьи. Лишь к югу лощина несколько расширяется, и вдали сверкают воды Коринфского залива.
    В священном Кастальском ущелье эхо во много раз усиливает каждый звук, обращая крик в настоящий грохот. Из каменистой щели на территории священного участка поднималась холодная струя одуряющих испарений. Тут-то с древнейших времен и было расположено святилище богини земли Геи, позднее оно было посвящено Аполлону Пифийскому — прорицателю. Восточнее и несколько ниже главного святилища находился еще один небольшой священный участок Мармария. Он располагался на двух террасах в разных уровнях. На нижней террасе в VII в. до н. э. был построен упоминавшийся выше храм Афины Пронайи.
    Обнесенный оградой главный участок святилища Аполлона поднимался по крутому склону высотой в 50 м на протяжении 180 м; ширина участка 130 м. Центральная терраса была искусственно расширена и укреплена снизу подпорной стеной полигональной кладки, камни которой в V в. до н. э. были сплошь покрыты посвятительными надписями и гимном Аполлону. К этой террасе подходила зигзагом священная дорога, вымощенная большими плитами. Уже в очень раннее время по сторонам ее возникла целая цепь сокровищниц, памятников, вотивных колонн и статуй, сооружавшихся отдельными общинами. Сокровищница сикионян, построенная на развалинах древнего фолоса, уже упоминалась выше, как и сокровищницы сифносцев, массалийцев и афинян. Последняя является одним из произведений архаики, стоящих на рубеже классической эпохи, то же относится и к знаменитой стое ионического ордера, построенной афинянами из паросского мрамора. В ней были сложены трофеи, взятые афинянами у эгинян, беотян и халкидян. Далее за сокровищницей афинян дорога подходила к священному ручью, вытекавшему из так называемого ущелья Змея. По бокам его — каменная глыба, изображавшая Латону, и скала Сивиллы, где, по преданию, были произнесены первые предсказания. Тут же возвышалась сооруженная наксосцами высокая колонна, служившая постаментом для фигуры сфинкса, описанная выше. У следующего поворота дорога пересекала круглую площадку, откуда выходили священные процессии, и, наконец, поворачивала к террасе храма.
    Главным зданием дельфийского святилища был храм Аполлона Пифийского. Его геометрически ясный и сверкающий белизной объем был четко противопоставлен суровому нагромождению красновато-коричневых скал гряды Федриад, окружавших его. Посетитель, подходя к храму, видел его благодаря поворотам "священной дороги" с разных сторон и на разном расстоянии. Ряд сокровищниц, колонн и статуй обогащал впечатление, контрастируя своим разнообразием и небольшими размерами с возвышавшимся в центре храмом. По мере приближения к храму должно было создаваться исключительно торжественное чувство. Вся окружающая обстановка, естественная и искусственно созданная, содействовала здесь основной цели — она готовила разум и чувства посетителя, пришедшего попросить божественного оракула. Дельфийская прорицательница Пифия находилась в адитоне храма Аполлона; ее прорицания записывались жрецами и передавались в стихотворной форме вопрошавшим.
    С храмовой террасы можно было пройти в верхнюю часть святилища, где находился теменос Неоптолема. Сохранившиеся там сооружения относятся уже к классическому и эллинистическому времени. Это театр, занимающий весь левый верхний угол святилища, и стадион, расположенный еще выше, в пяти минутах ходьбы к западу (он не относится непосредственно к ансамблю).
    Дельфийский ансамбль, почти целиком сложившийся в эпоху архаики, — один из самых совершенных в эллинской архитектуре. По силе впечатления и своему художественному уровню он не уступает ансамблям классики. Но это в значительной мере результат великолепной связи произведений с ландшафтом: сооружения дельфийского святилища дополняли могучую природу, в которую они были вписаны с непревзойденным художественным тактом.
 
??????.???????
???????@Mail.ru
Copyright 2016. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню